Вся страна отмечает 63-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией. К этой победе мы шли долго. Она складывалась из многих побед в больших и малых сражениях, из взятий и удержаний безымянных высот, из освобождения от оккупантов сел, деревень и городов.
Первые месяцы Великой Отечественной войны стали суровым испытанием для москвичей, которые продолжали эксплуатировать канал и защищать его. Канал Москва-Волга стал еще более необходим, чем в мирное время. С его помощью жители и промышленность города и области постоянно снабжались волжской водой, гидроэлектростанции вырабатывали энергию. Речным транспортом перевозились военная техника, снаряжение и топливо, эвакуировались население и предприятия. При этом персонал канала оставался преимущественно женским, так как большинство мужчин ушло на фронт.
Фашисты приближались к Москве, и уже было принято страшное решение - взорвать все шлюзы на канале Москва-Волга, чтобы врагу ничего не досталось. Шлюзы подготовили к взрыву, однако оставшиеся специалисты утверждали, что еще можно успеть сделать так, чтобы враг не мог воспользоваться шлюзами, даже если займет территорию. Для этого часть оборудования было необходимо демонтировать и отправить в тыл.
Наступление немцев на Москву возобновилось в середине ноября. В 20-х числах ноября 1941 года, ведя наступление от Калинина, гитлеровцы начали переправляться по льду Иваньковского водохранилища, направляясь на Большую Волгу. Командующий Западным фронтом Г. К. Жуков приказал срочно нарушить прочность ледовых дорог на водохранилище. За проведение этой операции отвечали начальник Иваньковской ГЭС Г. Федоров и А. Ярустовский. «Мы быстро сбросили воду через Иваньковскую плотину, - вспоминает А. Ярустовский, - уровень воды понизился на 2 метра, лед стал оседать и трескаться. Фашисты были вынуждены прекратить переправу и искать обходные пути».
23 ноября немцы уже наступали на Клин, Рогачево и Дмитров. И тогда Г. К. Жуков отдал распоряжение приступить к затоплению поймы Сестры и долины Яхромы. План операции разработали инженеры Б. Фрадкин, В. Жданов, А. Ярустовский и Л. Кусков вместе с начальником Управления канала Москва - Волга Д. Агафоновым. На подготовку плана, утвержденного командованием Западного фронта, ушло всего полтора дня, а затем началось его выполнение.
Поскольку около Волги Сестра течет под каналом, в этом месте были открыты донные отверстия, и вода из Иваньковского водохранилища пошла вниз в реку Сестру. Уровень воды стал быстро подниматься, и река потекла в обратную сторону. Чтобы ускорить процесс затопления, на канале открыли водосброс. К утру 24 ноября вода стала выходить из берегов, заливая обширную долину. Через три дня вода поднялась на 6 метров и затопила территорию шириной до 2 километров.
26 ноября приступили к затоплению поймы Яхромы. Для увеличения сброса воды в реку на трех шлюзах дополнительно включили насосные станции, и вода из Икшинского водохранилища стала поступать в Яхрому. Уровень воды в реке поднялся до 3,5 метра, под водой оказалась долины Сестры и Яхромы от города Яхрома до Иваньковского водохранилища, протяженностью более 60 километров.
К вечеру следующего дня наступление немцев продолжалось; чтобы задержать его, работники канала срочно спустили воду из Яхромского водохранилища в реку Яхрому. Вода стала поступать со скоростью 150 кубометров в секунду. Встретив на своем пути неожиданную непреодолимую преграду, части немецко-фашистской армии были вынуждены отступать.
А 28 ноября город Яхрома был захвачен, и немцы вышли к шлюзу N3. Конечно, они понимали значение канала для Москвы, стремясь любой ценой перерезать эту жизненно важную артерию. Переодевшись в советскую военную форму и воспользовавшись слабой обороной одного из мостов через канал Москва - Волга, немногочисленному подразделению противника удалось прорваться за канал.
После ожесточенного боя наши части остановили фашистов и отбросили их назад. Стало очевидно, что нужно как можно быстрее разрушить мосты через канал. В тот же день наши саперы подорвали двухпутный железнодорожный мост между станциями Яхрома и Турист, затем были взорваны Рогачевский и Яхромский мосты. После взрывов обломки всех мостов упали в канал, перегородив его в трех местах. К 1 декабря все работы по перекрытию канала и рек были завершены.
Нескольких дней, выигранных советским командованием за счет использования водных рубежей канала и рек, оказалось достаточно, чтобы войска 1-й ударной армии, опираясь на эти водные рубежи, перешли в наступление. Скупые строки военного донесения того времени гласят: «Проведенное неожиданно и в широких размерах использование судоходного канала в военных целях задержало противника и позволило командованию Красной Армии остановить немецкое наступление под Москвой».
В декабре 1941 года начался разгром немцев под Москвой, а уже в январе 42-го Генеральный штаб принял решение восстановить все гидротехнические сооружения на канале к началу навигации. Работа велась круглосуточно почти без отдыха. Нужно было расчистить канал от обломков разрушенных мостов, снарядов и военной техники. Для того чтобы восстановить шлюзы, необходимо было разыскать эвакуированное в тыл оборудование. В неразберихе и спешке первых месяцев войны эшелоны направляли «просто на восток», но никто точно не знал, куда именно и какой груз был отправлен. На поиски оборудования из Управления канала было командировано несколько человек. Они тщательно проверяли станцию за станцией на пути следования эвакуационных поездов. И где-то под Свердловском на заснеженном полустанке были обнаружены брошенные ящики с тем самым гидротехническим оборудованием.
В 1966 году к 25-летию победы под Москвой на Перемиловской высоте у Яхромы создан памятный ансамбль в честь героических воинов 1-й ударной армии. Здесь после ожесточенных боев воины 1-й ударной армии генерала В. И. Кузнецова, не дожидаясь подхода всех своих частей, 2 декабря отбросили фашистов за канал и атаковали их с юга.
Бронзовую фигуру отливали в Ленинграде, на Заводе монументальной скульптуры, барельефы изготавливали в Мытищах, гранит поставила Украина. Выполняя просьбу Дмитровчан, поэт Роберт Рождественский написал шестистишие, строки которого теперь высечены на граните:
От этого порога
Здесь в сорок первом началась дорога
7 комментариев, последний 07 сент. 2009