Последняя владелица Покровского-Глебова. Главы 1,2

Natalia, 10 сентября 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )
- Остановка «Покровское-Глебово». Немногочисленные пассажиры вышли из салона, и троллейбус тихо шурша шинами, уехал от остановки. Справа, за решетчатыми воротами между соснами виднелась часть небольшого здания из красного кирпича. Последней владелицей этого дворца была княгиня Шаховская - Глебова-Стрешнева.

Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 1,2



Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 1,2


Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 1,2



Перед дворцом высится стела. Служители усадебной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что находится по-соседству, рассказали, что стелу установила хозяйка усадьбы своей собаке, которая спасла тонущую в пруду дочь. Кто была эта хозяйка, как звали ее и дочь, что за собака? На эти вопросы у них не было ответов. Служители вспомнили, что раньше на стеле была табличка с именами и датами, но теперь она потеряна.
Попробуем разобраться: быль это, или легенда.

Глава 1. Внуки

После смерти бабушки Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой в 1837 году по данным справочника К. Нистрема деревня Иваньково и усадьба Покровское-Глебово достается внуку Евграфу Петровичу.

Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 1,2



Известно, что внуки Федор, Наталья и Прасковья после смерти сына Петра воспитывались бабушкой. Мы знаем, что жена Петра после его смерти второй раз вышла замуж. Можно предположить, что Евграф - старший сын Петра, который воспитывался матерью, получил, как старший в роду, в наследство усадьбу и деревню. Мужского потомства он не имел, так написано в документах, значит, были у него дочки. Возможно, одну из них и спасла собака, которой перед домом поставили памятник? Но в течение 15 лет после 1837 года нет ни одного упоминания о какой-либо деятельности в имении. Скорее всего, этим имением он владел, но здесь не жил. В 1852 году (вероятно после смерти Евграфа Петровича) имение переходит по завещанию не его дочерям, а дочери сестры Натальи Петровны.

Внучка Елизаветы Петровны, Наталья Петровна в 1839 году вышла замуж за помещика Эстляндской губернии Фридриха фон Бреверн (1799 – ум. после 1856). Для него это был второй брак.
В быту его называли Федором Логгиновичем. Он был штабс-ротмистром лейб-гвардии Конного полка, в 1820 году был адъютантом главнокомандующего 1 армией графа Сакена. Следствием в 1826 году установлено, что членом тайных обществ декабристов Ф. Бреверн не был, но знал об их существовании. В результате Высочайшего повеления за ним был установлен секретный надзор с ежемесячным донесением о его поведении, в 1831 году надзор был прекращен. В 1833 году Ф.Бреверна перевели в Ямбургский, потом во Владимирский уланский полки. Он вышел в 1840 году в отставку в чине генерал-майора, был коломенским уездным предводителем дворянства с 1853 по 1856 года.

В 1841 году (по другим данным - 15.12.1846) у четы Бреверн родилась дочь. Назвали ее редким для России именем Евгения в честь героини романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Родители постарались дать девочке хорошее воспитание и образование.
Может быть, именно Евгению спасла собака, когда девочка купалась в пруду, но ее мать не была хозяйкой имения Покровского.

В середине XIX века, ее матери Наталье Петровне и отцу Ф.Л. Бреверн принадлежало имение с селом Раменье в Тверской губернии. Накануне отмены крепостного права во владениях семьи Бреверн отмечены волнения крестьян против питейных откупов: известен факт разгрома штофной лавки в селе Раменье из-за плохого качества и высокой цены вина в июне 1859 года.
Крестьянской реформой 1861 года в России было отменено крепостное право. Однако помещичья собственность на землю была сохранена, а полученные от помещиков наделы крестьяне были обязаны выкупать.
Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно. А так как у Глебовых-Стрешневых в 20 уездах количество душ крестьян еще в 1837 году превышало 10 тысяч, то выкуп, полученный от правительства, составил приличную сумму.


В 1862 году Евгения Федоровна Бреверн вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского (1836-1892). Он сделал блестящую карьеру. В 1853 году он поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Михаил Валентинович был произведен в корнеты и назначен в Кавалергардский Его Императорского Величества полк.
Окончив Академию Генерального штаба, Михаил служил начальником штаба Рижского военного округа. Рано уйдя с военной службы, он становится сначала эстляндским, а затем тамбовским губернатором и развивает активную административную деятельность. В 1879 году был назначен почетным опекуном ведомства Императрицы Марии Федоровны Московского присутствия, дослужился до чина генерал-лейтенанта.

Внучка Прасковья вышла замуж за купца Томашевского, и ее имя перестали упоминать в семье.

Внук Федор Петрович Глебов – Стрешнев, не имевший детей, в 1864 году подал ходатайство о передаче своей фамилии зятю, Михаилу Шаховскому, так как мужская ветвь вновь пресеклась. Государственный совет разрешил передать его фамилию князю М.В. Шаховскому, а последнему именоваться – Шаховским-Глебовым-Стрешневым, причем фамилию эту мог носить только старший в роду.
Михаил Валентинович не только получил фамилию и герб рода Глебовых-Стрешневых, но и стал владельцем огромного состояния жены. 5 октября 1866 года был утвержден герб Шаховских-Глебовых-Стрешневых.

Отличное образование, незаурядные способности, а также брак с князем Шаховским поставили Евгению Федоровну в первый ряд высшего общества.