Sontucio, 18 февраля 2011 ( редакция: 10 ноября 2018 )
В традиционном сознании русского человека, печь была неотъемлемой частью жилища, что запечатлелось в народной фольклоре: «Чего из избы не вытащишь?». По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага. Да и само лово «изба» происходит от глагола "истопить" и по сути обозначает отапливаемое строение. Жизнь в избе кипела вокруг печи, она служила источником тепла и света, на ней спали зимой, в ней готовили пищу.
По своему устройству русские печи отличаются в деталях. В данной статье как пример взята печь найденная мною в Творской области, в деревни Пасынки. Это старая, глинобитная печь, при строительстве которой не использовался кирпич, клали ее без всякого инструмента руками, используя только глину и булыжник. Объем печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях врезанных в сруб избы, образуя пространство называемое подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и прочего инвентаря. За счет опоры на общий фундамент печь и изба имеют одинаковую усадку. Дело в том, что традиционная русская изба не имела каменного фундамента заложенного глубже уровня промерзания почвы, что приводило к поднятию дома зимой и осадке при оттаивании почвы весной,
На деревянном основании возводилась сама печь, представляющая собой каменную коробку для разведения костра, снабженную трубой. С передней стороны на уровне пода печи, примерно на высоте 80 сантиметров от пола, устраивался шесток. Это ровная площадка из плоского камня предохранявшая устье печи от быстрого разрушения и облегчавшая передвижение в нем посуды. Над шестком расположено полукруглое отверстие называемое окно шестка. За ним расположена камера называемая чело, она предназначена для закладывания топлива в горнило и установки посуды с пищей.
В следующей камере называемой горнило происходит сгорание дров, здесь самая высокая температура. Когда печь топится, входную дверь в помещение часто держат открытой, так как русские печи немного дымят. Да и пока сама печь не прогреется, она слабо нагревает окружающее пространство. Но зато после того как печь протопили она целые сутки греет избу, а так же можно приступать к приготовлению пищи. Отсутствие открытого огня имеет свой резон: еда в отсутствие хозяйки не может пригореть. Посади в печь подошедшее тесто и уходи, вернешься хлеб готов. Поставь горшок с молоком - получишь топленое молоко, мясо получается тушенка. Множество иных блюд русской кухни можно приготовить путем томления в такой печи. Можно так же насушить на зиму грибов, ягод, яблок и даже обжечь глиняную посуду.
Пространство над шестком называется перетрубье, так как над ней располагается печная труба. В нижней части трубы, над перетрубьем, имеются вьюшка и заслонка. Заслонка позволяет регулировать тягу, а вьюшка — плотно перекрыть трубу, чтобы не выпустить из избы тепло.
Еще одной важной деталью русской печи является лежанка. Ну а как тут не вспомнить одного из главных героев русского былинного эпоса, богатыря пролежавшего на этой самой печи тридцать три года – Илью Муромца. Ведь не просто так он на печи валялся, а здоровье и силу копил. Тепло русской печи оказывало положительное влияние на весь организм человека, поэтому на простуду русский человек никогда не жаловался. Прогреться и полечится можно не только на печи, но и в самой печи. Правда для этого размер устья должен был соответствовать габаритам человека в печь забиравшегося. По сути, русская печь заменяла собой русскую баню, в ней можно было помыться, правда в достаточно некомфортных условиях.
Вот, собственно, и вся русская печь - и простая, и хитрая одновременно. Топили ее ранним утром, загрузив горнило дровами, поближе к устью. Часа через три угли и золу убирали, пол начисто подметали, ставили в печь горшки или хлебы и закрывали устье заслонкой.
Остается добавить, что за века своего существования русская печь обросла мелкими дополнениями для удобства хозяйки. Это самоварник с задвижкой - отверстие, в которое вставляют самоварную трубу, напоминающую по форме Г-образное колено. Ведь самовар - это тоже маленькая печь со своей топкой, в которую обычно загружали еловые шишки. И ему нужна тяга!
Затем печурки. Так называют углубления, небольшие ниши в кирпичной кладке. Холодная печурка - это полочка под шестком, там хозяйка держала мелкую посуду, ножи и прочее. На боковых стенках печи тоже устраивали ниши-печурки. Они увеличивают теплоотдающую поверхность печи; в них же можно держать заварочный чайник — чтобы не остывал, поставить на просушку валенки и т. д. Обсуждение публикации на форуме 10 комментариев, последний 21 апр. 2011
10 комментариев, последний 21 апр. 2011