Село Хорошёво.
Sontucio, 29 марта 2010 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Более двухсот лет, с 1631 по 1861 год, село Хорошёво было центром дворцовой конюшенной волости, которая начиналась от речки Ходынки и доходила до Рублева, включая в свой состав села Крылатское, Ромашково, Павшино и окрестные деревни.Эти земли были освоены человеком с давних пор, однако само название Хорошёво появилось только в XVI веке. Прежде эта местность за речкой Ходыней носила название Ходынский луг. Она принадлежала князю Дмитрию Донскому и, видимо, уже в то время была активно освоена в хозяйственном отношении. А по левому берегу речки и вплоть до городской черты находилось обширное подмосковное имение его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского-Храброго.
Село Хорошёво, конец XIX аека.
В 1389 году Дмитрий Донской завещал своему сыну Юрию Дмитриевичу вместе с Звенигородским и Галицким уделами подмосковный Ходынский луг, а жене, княгине Евдокии, и младшим детям - "мельницу на Ходыне". Имение княгини, находившееся на старой Волоцкой дороге, тянулось на запад до берега Москвы-реки. Повидимому, это было сравнительно небольшое имение, служившее местом отдыха на пути в удельное княжество Юрия Дмитриевича, поскольку Татарово и Крылатское за излучиной Москвы-реки не входили в его состав. Название Ходынского луга мы встречаем в 1434 году в завещании князя Юрия Дмитриевича, затем в духовной грамоте московского князя Василия Темного, завладевшего землями своих соперников, но после 1462 года оно больше не упоминается в документах.
В документах Новинского монастыря в 1486 года упоминается дорога "от московской межи к Беседам", а в начале XVI века отмечается, что граница монастырской вотчины шла "по реку Ходыню, да по Беседы, да по Тверскую дорогу". Несомненно, что Беседы - это название села за речкой Ходыней, которое возникло не ранее второй половины XV в. и вытеснило прежнее название - "Ходынский луг". Появление села не было случайным. Большая Звенигородская дорога была менее многолюдной по сравнению со Смоленской, которая шла по Арбату и через Дорогомиловскую слободу. Село Беседы на Звенигородской дороге могло служить местом, где встречали иностранных гостей великокняжеские приставы -бояре и дьяки, приставленные к ним для сопровождения и предварительных переговоров.
Для окрестных частных владений центром стало место на Соболевом овраге, по которому протекал небольшой ручей, впадавший в Москву-реку. В середине XVI века Соболев стан прекратил свое существование. Не последнюю роль сыграло при этом дворцовое село Хорошёво, которое впервые упоминается под таким названием при Иване Грозном в 1572 году. Вполне вероятно, что это то самое село Беседы, которое известно нам по прежним документам.
Живописное местоположение села на высоком прибрежном холме, с которого открывался изумительный вид на просторную долину Москвы-реки, замечательные возможности для соколиной охоты на цапель и других птиц, обитавших в пойменных озерах и болотах, для псовой охоты на диких зверей в окружающих лесах и рощах - все это не могло не привлечь внимания Ивана Грозного, большого любителя охотничьих забав. Село получило новое название. Вместе с тем царь прибирает к дворцовому ведомству, куда уже входили Крылатское и деревня Татарово, близлежащие села Щукино, Острогино, Святые Отцы (Всехсвятское) с его огромными лесными массивами. В результате этого центральная часть Соболева стана вместе с погостом вошла в государевы владения. Разделившийся на две части, стан был ликвидирован как административная единица, а оставшиеся владельческие имения приписаны в соседний Горетов стан.
Иван Грозный в своей первой духовной грамоте, составленной в 1572 году, завещал село Хорошёво своему старшему сыну Ивану. Несомненно, что в селе существовало хозяйство, приспособленное для интересов царя, и возможно, что еще при Иване Грозном здесь был построен деревянный дворец, позже известный как одно из любимых мест отдыха царя Бориса Годунова. Рядом с дворцом при Борисе Годунове появляется храм.
В бурную эпоху Смутного времени XVII века село Хорошёво стало ареной многих событий. В записках тушинцев оно упоминается как "монастырь Нехорошево". В июле 1608 года по приказу Василия Шуйского здесь была поставлена сорокатысячная татарская конница, входившая в его войско, однако она не оправдала надежд и во время Ходынского сражения бежала под натиском тушинских казаков.Летом и осенью 1610 года на Хорошёвских лугах располагались лагерем войска польско-литовских интервентов под командованием гетмана Жолкевского, стремившиеся овладеть столицей Русского государства.
Хозяйственное значение села не умаляло интерес к нему со стороны царской семьи. Окрестности Хорошёва оставались в XVII веке местом заповедной царской охоты. В деревянном царском дворце, вероятно заново построенном после Смутного времени, цари часто останавливались во время походов на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. В таких походах царя обычно сопровождали патриарх и большая свита, охрана из нескольких сотен стрельцов. Пребывание в Хорош1ве обычно сопровождалось церковной службой, после которой царь щедро раздавал деньги служителям местной церкви и патриаршьим певчим.
Царю Алексею Михайловичу, любившему тешиться соколиной охотой, эта местность была хорошо знакома. Он строго приказывал на Хорошёвских болотах беречь всяких птиц, посторонним сюда никому не ездить и не травить птиц соколами.
Царь обращает внимание на придворную церковь, иконы которой приказано подновить. В конце 1666 начале 1667 годов кормовой иконописец Напрудной слободы Иван Алексеев с Иваном Лопаковым и Козьмой Галечаниным реставрировали для церкви Николая Чудотворца царские двери и иконы.
Царевна-правительница Софья в 1688 году затеяла новое хоромное строительство в Хорошёве, где был некогда дворец ее матери. Уже в марте начали ровнять место под новые "государские хоромы". Новый дворец в Хорошёве был выстроен во вкусе и в традициях своего времени. Столовая была парадным помещением, в то время как остальные обобщенно называются комнатами - их было порядка сорока. Жилые объемы разделялись сенями - переходами, как правило, холодными (без печей). К ним прирубались рундуки - небольшие деревянные клети, носившие подчиненный характер. В селах и деревнях Хорошёвской волости насчитывалось 115 крестьянских дворов, а их мужское население составляло 366 человек.
После перевода столицы из Москвы в Петербург дворцовая волость используется только для удовлетворения хозяйственных нужд. Посещения села царской семьей становятся крайне редкими. Тем не менее в 1729 году в Хорошёве строится новый дворец, затем перестраивавшийся в 1744 году. Он отличался от старого дворца гораздо меньшими размерами. Одноэтажный деревянный дом с семью окнами по фасаду, на каменном фундаменте и обшитый досками, напоминая по внешнему виду и по рисунку наличников каменную постройку, представлял собой образец модных тогда "уголков уединения".
Царица Елизавета Петровна в 1749 году во время паломничества в Саввино-Сторожевский и Воскресенский Новоиерусалимский монастыри почтила своим присутствием Хорошёво и Звенигородское село Знаменское-Денисьево, где прошла ее опальная молодость.
В 1735 году в Конюшенную канцелярию поступило указание перестроить старые хорошевские конюшни, немощенные, не имевшие потолков и холодные, чтобы приспособить их для содержания лошадей привозных европейских пород.
Одновременно с замыслом перестройки конного завода при Хорошёвском заводе организуется специальная школа для детей, собранных из конюшенных волостей "для обучения в школе латинского языка читать и писать, дабы оне могли знать на латинском языке имена трав и прочих медикаментов, принадлежащих для пользования лошадей". В конюшенную школу было приказано набрать для обучения 50 детей. Уже в первый год набор составил 80 человек, но учителя подбирались "ценою подешевле" - из дьячков или грамотных конюхов; только для обучения латинскому и немецкому языку нанимались по контракту учителя из иностранцев.
Новой напастью для крестьян стала неведомая болезнь, поразившая Ходынскую и Огороженную сосновые рощи, где когда-то была знаменитая царская охота: осыпалась хвоя деревьев, обваливалась кора. Направленная для проверки комиссия подсчитала, что в Ходынской роще, занимавшей 416 десятин, оказалось "подсохлого лесу, годного для строения, 26 520 деревьев, "во второй роще, что позади конюшенного двора" (нынешний Серебряный Бор) на 124 десятинах нашлось такого лесу 4 220 деревьев. Был отдан приказ о вырубке деревьев крестьянами села Пахрина Домодедовской волости, где конюшенное ведомство вело в это время большие строительные работы. Трудом даровых работников Ходынская роща была полностью сведена к началу XIX века, а затем ее территория передана под артиллерийский военный лагерь.
Во время французского нашествия Хорошёво пострадало больше, чем окрестные селения. "В церкви железные двери разломаны, престолы разграблены, одежды сняты, ризы и прочая церковная утварь, с образов оклады и венцы разграблены и все погромлено неприятельским войском на 10 тысяч рублей". У крестьян сожжены все 25 домов, разграблено и сожжено имущество на 6 500 рублей, хлеба, соломы и сена на 12 470 рублей. Из скота крестьянам удалось уберечь лишь 20 лошадей и 10 коров. Только к 1816 году были восстановлены крестьянские дома, но "без принадлежностей" (то есть без надворных построек).
Вскоре после этих событий конный завод прекратил свое существование, его территория была отдана под строительство артиллерийских складов. От бывших построек конного завода сохранилась только планировка и нижняя часть башни с парадными въездными воротами. Прекратила существование и конюшенная школа. После реформы 1861 года были сформированы новые административные единицы - волости, объединявшие селения по территориальному признаку. Хорошёво стало центром волости, в которую вошли 20 сел и деревень. Однако это мало отразилось на его развитии. Земская школа, открытая в 1873 году, два года спустя была переведена в деревню Мневники.
В первые же годы коллективизации колхозы Кунцевского района, в состав которого тогда входило село Хорошёво, горячо принялись за строительство парников и теплиц. Колхозники Хорошёвской сельхозартели производили тогда в закрытом грунте наибольшее количество овощей в Кунцевском районе. В 1950 году в Кунцевском районе, как и по всей стране, было проведено укрупнение колхозов. Колхозники Хорошева, Верхних и Нижних Мневников объединились в укрупненный колхоз им. Ворошилова с центром в селе Хорошеве. В апреле 1957 года главный выставочный ""o комитет ВСХВ за высокие показатели в животноводстве наградил колхоз им. Ворошилова дипломом I степени, грузовой и легковой автомашинами.
За годы советской власти в быт подмосковного села прочно вошли электричество, телефон, радио, телевидение. Село Хорошево было электрифицировано одним из первых в районе, а в 1930 году здесь была установлена телефонная станция на 100 номеров.
Территория к северу от села вместе с Серебряным Боромуже в 1939 году была передана в состав Москвы, но застраивалась лишь отдельными участками. Большую часть территории занимали поля и парники основанного в 1937 году московского совхоза "Тепличный". Положение изменилось, когда в августе 1960 года бывшее село Хорошево вошло в черту Москвы и стало частью Краснопресненского района столицы. С 1960-х годов развернулось массовое жилищное и культурно-бытовое строительство в новом микрорайоне столицы Хорошево-Мневники. Застройка осуществлялась большими кварталами с развитой собственной инфраструктурой - учреждениями торговли, здравоохранения, школами и детскими садами, что должно было обеспечить большее удобство для жителей нового райлна.
Литература: Волков С.И. Конюшенная школа в селе Хорошеве в 40 - 50-х гг. XVIII в. Исторические записки. Вып. 38, 1957; Ворошиловский Городское хозяйство г. Москвы. М., 1985, Ns1; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.;Л., 1950; Забелин И.Е. Кунцево и древний Свтунский стан. М., 1873; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. М., 1869; Ильин М.А. Усадьбы Годуновых / / Сборник Общества изучения русской усадьбы. М., 1928, №5-6; Клейн В. К. Царские жалованья церквам в XVII а. М., 1911; Колодный Л. ХорошевоМосковская правда, 1984, 1 июля; Кузьмин Д. Ворошиловский. Комплексный план реконструкции Строительство и архитектура Москвы. М.,1984, №16; Кунцево за 40 лет Советской власти. Кунцево, 1957; Курлат Ф.Л., Соколовский Ю.Е. С путеводителем по Москве. М.,1980; Петров А. Хорошево-Верхние Мневники //Вечерняя Москва, 1957, 23 июля; РГАДА, ф. 396, on. 2, д. 1039, 1054; ф. 1239, on. 1, д. 167, 1472, on. 3, дд. 31434. 31489, 31496, 31529, 31561, 31575, 31619, 31736, 31738, 34559, 34560, 34712, 60134, 60176, 60178, 60280.