При кажущейся простоте и даже примитивности, в сравнении, например, с привычными уже радиоуправляемыми моделями, в трассовом моделизме есть множество сложностей, нюансов, делающих этот спорт захватывающим и увлекательным. По трассовому моделизму проводятся дважды в год всероссийские соревнования, собирающие более сотни участников, а также почти каждую неделю в том или ином городе проходят местные региональные гонки. Обычно соревнования проходят в трёх возрастных категориях: до 14 лет, до 18 лет, без возрастных ограничений. Как и в некоторых других видах спорта, не требующих большой физической силы, спортсмены младших возрастных категорий имеют право участвовать в старших возрастных зачётах, участвуют, и небезуспешно!
До недавнего времени в Москве не было вообще ни одного кружка трассового моделизма. Ближайшие к нам клубы - это Нижний Новгород, Киров, Брянск, Орёл, а в Санкт-Петербурге, например, аж 6 клубов с очень сильными составами участников, там занимается более сотни детей и есть очень сильная взрослая команда.
Я узнал про трассовый моделизм в 90-х, когда сам занимался в автомодельном кружке. В те времена погибал кордовый моделизм, который у нас был основной вид, и который я толком и не застал в силу возраста, и мой тогдашний руководитель кружка принял решение заняться трассовыми. Давно это было, и нет уже ни того клуба, ни той трассы...
Так что годом появления трассового спорта в Москве (нельзя же считать спортом и моделизмом многочисленные аттракционные трассы, которые стоят во многих развлекательных центрах) можно считать 2012. В ноябре 2011, после долгого перерыва, я решил возродить данный вид в своём городе, районе и съездил с сыном на Кубок России в Киров. Мы увидели, что трассовый моделизм представляет на самом деле. Да, то, что мы делали в 90-е, иначе как игрушками, не назовёшь... Из Кирова я привёз старую трассу одного из тамошних клубов. Трасса - это центральное сооружение кружка, без неё быть ничего не может. Трасса стоит в помещении, и оно для хорошей трассы российского уровня нужно немаленькое - со школьный класс. Такая трасса стоит немалых денег. Я же привёз трассу попроще (и подешевле), клубного уровня и почтенного возраста. Но после её доукомплектации, ремонта на ней можно стало тренироваться и даже проводить соревнования местного уровня. Тогда почему же "год начала" 2012, а не 2011? Дело в том, что я наивно ошибался, что меня с готовым проектом кружка с радостью возьмёт любое учреждение дополнительного образования. Но это оказалось далеко не так -полгода я искал место, где меня хотя бы согласились взять, про финансирование и прочая я даже не говорил, яобошёл почти все школы района и все учреждения дополнительного образования - и муниципальные, и нет.
Только в апреле 2012 года удалось начать установку трассы и оборудование кружка в Городском центре "Дети улиц" на ул. Б. Набережная, 251. По иронии судьбы, именно в этих стенах существовал с 1958 по 2002 КЮТ "Красный Октябрь", в котором, собственно, я и вырос и состоялся как моделист.
В конце лета 2012 трасса была отремонтирована и запущена, а ранее мы съездили ещё и в Нижний Новгород на соревнования - приобретать опыт.
Чем же так примечателен и интересен данный вид автомодельного спорта? Прежде всего, до сих пор, в отличие от радио-, который стал уже давно от слова "купи", трассовый по-прежнему в значительной мере образован от слова "сам", даже в продакшен-классах с заводскими шасси.
Во-вторых, "входной билет" в данный вид спорта на порядок дешевле, чем в радиоуправляемые. Модель класса "чайник" (это название стало нарицательным, такие модели с теми или иными вариациями новички делают сами по всей России), точнее, набор деталей для неё, стоит порядка 2000 рублей, а пульт на первых порах можно использовать клубный. За эти деньги получается отнюдь не игрушка и не детская поделка, а достаточно быстрая модель, на которой можно участвовать в настоящих соревнованиях. Модели продакшен-классов стоят 4-6 тысячи рублей, а чемпионская техника (это не первый и даже не второй год занятий) начинается с 10 тысяч рублей, сравните это с радио! Хороший пульт, который подойдёт к любой модели, будет удобен и начинающему, и опытному спортсмену, стоит 5 тысяч.
В-третьих, занятия трассовым моделизмом способствуют развитию у детей множества навыков и умений. Подготовка моделей связана с работой с большим числом мелких деталей - вот вам и мелкая моторика, и организация порядка на рабочем месте. Трассовый моделизм весь состоит из мелочей и внимания к деталям. Поленился ровно обрезать кузов - и вот он уже скребёт по трассе или наматывается на задние колёса, всё, о высоком результате можно забыть. Получаем развитие внимательности, терпения, старательности, усидчивости.
Первая модель делается из стеклотекстолита, детали из которого выпиливаются лобзиком, подгоняются напильником - соответственно, получаем навыки работы с данными инструментами, а также будет пайка (много), клёпка, много аппликационных техник при работе с кузовом (не зря сидели в школе на уроках технологии! Ил зря?) и другие работы, в том числе работы с двигателем - у трассовиков мотор - это не отдельная неделимая часть, а совокупность деталей - ротор, рубашка, крышка, и каждая подбирается и дорабатывается! Конечно, не забываем про измерительный инструмент, про миллиметры и "десятки" - без них никуда
В-четвёртых, соревнования. Как так получается, что на одинаковых моделях кто-то первых, а кто-то двадцатый? Соревнования требуют высочайшего уровня концентрации внимания (соответственно, получаем тренировку и развитие данной "опции") - ибо посмотрел, кто же это вошёл - и всё, модель в отбойнике, а твои соперники уехали вперёд. Один заезд длится 2-5 минут (в зависимости от местных правил), но соревнования состоят не из одного заезда, а из серии (как минимум), в которой число заездов равно числу дорожек на трассе, т. е. 2 минуты - переставляем, ещё две минуты и так далее. Попробуйте проехать серию хотя бы на 6 дорожках с хорошим результатом, когда соперники дышат в спину! Потребуется не только работоспособность, но и изрядное хладнокровие, трассовые соревнования - это не только борьба техники, но и противостояние нервов, характеров. А ещё нужна слаженная работа команды: как и в настоящих гонках, пилот сам не обслуживает свою машину на пит-стопе, так и здесь переставляет модель на другую дорожку в паузе, проводит её текущее обслуживание и ремонт при необходимости механик - вот и получите навык работы в команде.
В-пятых, процедура проведения соревнований, требования к моделям строго регламентированы, и реагировать согласно правилам во время гонки надо молниеносно, то есть правила надо знать назубок! Получаем дополнительное обучение чтению и пониманию прочитанного, с чем у многих современных школьников большие проблемы!
Ну и в-шестых, поездки на соревнования - это поездки в другие города. Мы вот уже были не раз в Кирове, побывали в Брянске совсем недавно, были в Нижнем Новгороде и собираемся туда ещё, и этими городами география наших поездок не ограничится, а кто не любит путешествовать? Ведь после гонок всегда можно выкроить время (если останутся силы) на прогулку по городу, а если не успел - то всегда можно приехать ещё раз, на следующие соревнования.
Сейчас я пробиваю возможность открытия кружка в доп. образовании в какой-либо из школ Тушино, Митино - пока на моей старой маленькой трассе, в идеале это будет бюджет (бесплатно), но если не выйдет - то будет платно, стоимость рассчитывается конкретной школой.
25 комментариев, последний 21 авг. 2015