Тушино: все выше и выше! (статья из газеты КДО)

Алексей РОГАЧЕВ, 01 декабря 2005 ( редакция: 10 ноября 2018 )
В мае 1937 года Москва праздновала открытие канала Москва-Волга. Это грандиозное сооружение разрешило сразу три важнейшие для столицы проблемы: открыло прямое и сообщение между реками Москвой и Волгой, в изобилии обеспечило город прекрасной питьевой водой и наполнило обмелевшие, почти высохшие русла рек в центре города. В праздничной суете как-то не обратили внимания на то, что южный отрезок канала - от Химкинского водохранилища до Москвы-реки - напрочь отрезал от столицы рабочий поселок Тушино, который два года спустя превратится в город.

Тогда еще никто даже не думал о сооружении кольцевой автодороги, и единственным путем сообщения с Тушино стал проложенный под каналом тоннель. Это вызывало некоторое недоумение - обычно водные преграды преодолевают с помощью мостов, а тут вдруг решили зарыться под землю и под воду. Столь нетривиальное решение было обусловлено особенностями местного рельефа.

Крутой уклон заставил устроить на этом коротком отрезке канала сразу два шлюза под номерами 7 и 8, причем не простых, а двухкамерных! Таких больше нет на остальной трассе канала. Через них суда поднимаются или спускаются в два приема, сначала в одной, а потом в другой камере - в каждой на 9 метров. Вместо обычных четырех башен управления тушинские шлюзы получили по шесть - по паре на каждые ворота. Торцевые фасады нижних башен украсили барельефами, посвященными посещению канала вождями Коммунистической партии и торжеству открытия канала.

Но как бы быстро ни спускался канал вниз по шлюзам-ступенькам, он все равно не успевал за крутым падением рельефа. Потому-то часть канала пришлось проложить выше поверхности земли - в высокой насыпи. А раз так, то тоннель, конечно же, удобнее моста.

Пробуренная под каналом "дырка" стала единственной (если не считать железной дороги) связью Тушино со столицей.
С этим можно было мириться, пока Тушино оставалось самостоятельным городом. Но вот в 1960 году его включили в новые границы Москвы. И сразу же оказалось, что новый московский район прочно отрезан от остальной городской территории Химкинским водохранилищем, южным отрезком канала имени Москвы и Москвой-рекой.

Для Москвы Тушино стало прямо-таки "островом", главной проблемой которого сразу же стала транспортная. Трамвайные поезда, шедшие до Тушино с ближайшей станции метро "Сокол", состояли из трех вагонов. Сказать, что в часы пик они были набиты доотказа спешащими на работу http://motornoe.com/ или с работы тушинцами. Значит ничего не сказать. При таком потоке тоннель мгновенно стал тесен - рядом с двумя существующими пришлось пробить третий пролет, но и его хватило ненадолго. Немного помог Краснопресненский радиус метро, в 1975 году дотянувшийся до Тушино. И тут же Ждановско-Краснопресненская линия, частью которой он стал, превратилась в самую загруженную (точнее, перегруженную).

Неудобств добавила и удивительная планировочная структура района. Если все Тушино целиком является "островом" в переносном смысле, то в его середине лежит настоящий остров - в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Он образовался из-за того, что рядом с судоходным каналом пролег еще один - деривационный, предназначенный для постоянного сброса воды из Химкинского водохранилища в речку Сходню, впадающую в Москву-реку. Вот эта пара каналов вместе со Сходней и Москвой-рекой окружает со всех сторон солидный кусок земли. На нем расположен Тушинский аэродром, известный по проводимым там воздушно-спортивным праздникам.