Тверской Бульвар, 26 – московский дом владельцев Братцева.
Natalia, 18 мая 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Подбирая материал для статьи о Строгановых, я натолкнулась на публикацию о доме №26 на Тверском бульваре, вернее об ансамбле домов.
В 1779 году, бывший фаворит Екатерины Великой двадцатипятилетний Иван Николаевич Римский-Корсаков влюбился в красавицу графиню Екатерину Петровну Строганову. Она только что с мужем вернулась из-за границы. Иван Николаевич околдовал, очаровал ее. Она приняла любовь молодого генерал-майора и ответила ему взаимностью.
Императрица Екатерина II выслала Римского-Корсакова из Петербурга в Москву. Екатерина Петровна Строганова оставила мужа и последовала за любимым. Александр Сергеевич Строганов относился спокойно к роману жены. Он не только не препятствовал расположению своей супруги к Римскому-Корсакову, но даже наделил ее деньгами, большим имением Братцево под Москвою и домом в Москве.
Строганов А.С. приобрел для Екатерины Петровны дом у князей Друцких. Соседний дом князей Белозерских купил Иван Николаевич Римский-Корсаков.
Оба главных дома стояли торцами к нынешнему Тверскому бульвару, разбитому в 1796 году под руководством архитектора Карина. Бульвар сразу стал популярным местом для гуляния среди светского общества. Бульвар обсадили березками, которые вскоре зачахли, тогда их заменили липами. «В полдень сюда собиралось все высшее общество Москвы. Здесь можно было узнать последнюю новость, последнюю моду, повидать всех и показать себя». Даже после страшного 1812 года, когда часть лип вырубили французы на топливо, а на другой части вешали подозреваемых в поджоге домов, бульвар не заработал дурной славы и после войны вновь стал привлекать массу гуляющих.
После войны, Римский-Корсаков решил перестроить объединенные владения. Работы велись под руководством великого Осипа Бове: старые дома ломать не стали, их торцы виртуозно выделили в новых фасадах по бульвару как центры протяженной композиции.
По свидетельству современников, дом Римского-Корсакова «с большим великолепным садом, с беседками, статуями и прудами, посещался всей Москвой» и слыл одним из красивейших зданий. Литературоведы утверждают, что И. Римский-Корсаков - прототип грибоедовского Фамусова. Кто только не бывал на Тверском бульваре, 26! Считается, что Пушкин заезжал к Ивану Николаевичу, расспрашивал его о Екатерине II, а затем включил подробности, рассказанные генерал-майором, в последнюю главу "Капитанской дочки".
Римский-Корсаков почти открыто жил со Строгановой в Москве. Князь М. М. Щербатов в своих записках «О повреждении нравов в России» пишет, что Любимец Екатерины II, вообще «приумножил бесстыдство любострастия в женах», и до конца дней оставался дамским кавалером. В его доме даже жили знаменитые актрисы Каталани и Филис.
В книге же Майкова П. «Римский-Корсаков Иван Николаевич» со слов князя И. М. Долгорукова записано, что «Римский-Корсаков жил вне большого света, в уединении. Причиною тому было и то обстоятельство, что жена Римского-Корсакова лишилась движения ног и не могла владеть ими, сохранив все свои умственные способности и ту заманчивую и занимательную беседу, которою она отличалась».
Как бы там ни было, а ансамбль жилых домов отставного екатерининского любимца был украшением Тверского бульвара. Уже в начале двадцатых годов XIX века в путеводителе по Москве сказано: "Особенно отличается великолепною фасадою дом генерал-майора Римского-Корсакова».
В послереволюционные десятилетия на Тверском бульваре, 26 были коммуналки. От прежней роскоши в них мало что уцелело. В середине XX века "дом Фамусова" отреставрировали, и в 1960 году постановлением Совмина РСФСР весь ансамбль между Тверским бульваром и Гнездниковским переулком поставили на госучет, как памятник архитектуры федерального значения. В 70-х годах коммуналки расселили, а памятник передали Союзу художников, а еще через 20 лет стало понятно, что у них нет средств содержать комплекс из шести зданий. В итоге Правительство Москвы договор аренды с художниками расторгло. Встал вопрос: что делать с историческим ансамблем?
В июне 2000 года Правительство Москвы приняло решение: владения по Тверскому бульвару, 26 отреставрировать и открыть там культурный центр русской старины. 26 Июня 2001 года памятник федерального значения, был передан для реставрации, создания культурного центра и ... расширения кафе «Пушкин», расположенного по соседству в доме 28. Неожиданно «реставраторам» помешали те строения, которые не решился снести когда-то Римский-Корсаков. В 2002 году рабочая группа Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы при Правительстве Москвы разрешила три из шести зданий снести. А в августе 2003 года были снесены и оставшиеся здания. От всего исторического ансамбля остался один фасад по Тверскому бульвару, 26 и флигель под номером 24.
Историк, археолог, знаток древностей Алексей Сергеевич Уваров завещал «уничтожать равнодушие к отечественным древностям, дорожить родными памятниками, ценить всякий остаток старины, всякое здание, воздвигнутое нашими предкам, сохранить и защитить их от всякого разрушения».
Не выполняем мы его наказ и беспомощно смотрим, как погибает cтарая Москва.