Усадебная ограда - часть объекта культурного наследия

Андрей Потапенко, 29 октября 2020 ( редакция: 17 ноября 2020 ) https://www.facebook.com/groups/1176375152464297/permalink/2495325470569252/

Часть 1. Историческая

Ограда, напомню, является частью ОКН федерального значения "Усадьба Покровское (Глебово-Стрешнево)". Выстроена она была в 1890 г., чтобы отгородить усадьбу от прошедшего во второй половине XIX в. мимо него шоссе (ранее дорога на Волоколамск проходила от Ваганьковского моста наискосок через Ходынское поле; нынешние улицы Маршала Бирюзова и Василевского указывают на её прежнее "русло"). Автором проекта ограды в русском стиле был академик А.А.Попов. Первоначально со стороны прудов она продолжалась по прямой (а не с загибом внутрь парка, как сейчас) и завершалась угловой башней, аналогичной той, что стоит на углу Иваньковского шоссе. автором проекта башен был Ф.Н.Кольбе (он же спроектировал в 1893 г. и восьмигранную башню на северо-восточном углу главного дома).

93477739_2859646674132368_4141237900941459456_n

Изначальный вид нижней части ограды с угловой башней


В 1943 г. при реконструкции Волоколамского шоссе и спрямлении "колена" над линией Рижской ж.д. был устроен новый путепровод с насыпью (по всей видимости, его основа сохранилась в основе существующего путепровода (снизу видна разница опор и конструкций части, примыкающей к прудам и части со стороны трамвайного моста). Новая насыпь оказалась вплотную к ограде, и башня была, по всей видимости, разрушена (хотя указана на карте 1952 г., самом подробном, к которому, впрочем, тоже есть претензии - например, на нём почему-то не указаны пристройки к дому с торцевой стороны, включая ту же башню Кольбе 1893 г.) и знаменитую островерхую башню), но стена оставалась на прежнем месте.

93418526_2859654614131574_8256995629226524672_n

Изначальный вид нижней части ограды, с угловой башней, разрушенной в 1943 г


93619695_2859648727465496_5693623876978737152_o

Заметная разница двух частей путепровода - передняя 1943 года, задняя добавилась при реконструкции в 1973.

На фото 1943 г., запечатлевшем прокладку трамвайной линии через Покровское-Стрешнево в Тушино, видна тогдашняя трасса Волоколамского шоссе, проходящая вдоль усадебной ограды и специально пробитый через жилую застройку посёлка Покровское-Глебово Трамвайный проезд.

Для трамвайной линии по трассе старого "колена" шоссе был выстроен новый мост, заметный на предыдущей фотографии. Его уникальность в том, что на его строительство пошли конструкции от Дворца Советов из специально разработанной для него марки особо прочной стали.


93418489_2859655737464795_3866747971278209024_n

Прокладка трамвайной линии через Покровское-Стрешнево на Тушино в 1943 г.


В 1973 году при новой реконструкции Волоколамки, как следует из документов, найденных в архиве МуАра появилось техническое задание на перекладку части ограды, примыкающей к насыпи, с возможным использованием фрагментов старой стены. В итоге нижняя часть ограды прошла по другой линии, с отступом внутрь парка. Нижние семь секций ограды в самом деле изнутри сейчас смотрятся иначе, чем первоначальная ограда, и проходят по дуге, а верхний уровень также изменён. Если раньше секции (прясла) спускались к башне ступеньками, то теперь уровень от столба до столба уменьшается только на один ряд кирпича, а сама ограда приобрела "двухэтажный" вид.

94068134_2859650420798660_390442918394986496_o

Стык старой и новой частей стен. Левее - отрезок 1973 года

При этом на части старых столбов изнутри ставились контрфорсы. Очень может быть, что они возникли в том же 1890 г., что и сама стена.

Часть 2. Современная

Увы, в последние годы, во времена существования Патриаршего подворья, ограде был нанесён ущерб. Практически на всём своём историческом протяжении к ограде изнутри были пристроены служебные постройки подворья - наполовину из капитальных материалов, начиная от двухэтажного дома причта, кровля которого поднялась выше кромки ограды - вплоть до "трапезной паломника", задник которого не что иное, как подлинная ограда 1890 г., в которую врубаются крепления для полок и т.п. Больше всего вызывает опасения, что капитальные стены сходятся с оградой и в случае их разборки (на 2021 год намечены проектные работы по восстановлению ограды) будет повреждена и внутренняя её сторона.


93292133_2859688210794881_6326358798327873536_o

93884244_2859688504128185_4754181703184941056_o

"Подпорка" к ограде. выстроенная в 2018 году


Дальше идут деревянные конструкции (воскресная школа, кузница, склад и т.п.), где задняя часть стены, по всей видимости, уцелела лучше и не так повреждена.

Но в последние годы у нижней части стены (1973 г. постройки) была срыта подпорная насыпь. Обнаруженные там среди строительного мусора человеческие останки были перезахоронены под крестами к северу от храма (и было в самом деле совершено благое дело). Но тогда же - я сильно сомневаюсь, что по согласованию с ДКН - была пристроена ещё одна подпорная стеночка, причём под неё был срублен крайний контрфорс, относящийся, возможно, и к исходному 1890 году..


93411708_2859689247461444_752959323776221184_o

Место контрфорса, сбитого в 2018 г. (часть ОКН федерального значения 1890 г.)

93515581_2859689564128079_8876604911475752960_o


Аналогичный контрфорс у соседнего столба, на уровне входа в кузницу, сохранился (я видел его лично!).

Особенно прискорбно, что при этом подворье занимается благотворительной деятельностью...