Владимир Соловьев в Покровском-Стрешневе

Михаил Коробко, 29 сентября 2007 ( редакция: 28 сентября 2020 ) http://testan.rusgor.ru/moscow/article/solov.htm

Отрывок из статьи Михаила Коробко "Владимир Соловьев в Москве Путеводитель по памятным местам"

"Первый русский философ" (это наименование он получил еще у своих современников) Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился и умер в Москве. В этом городе прошли его детство, отрочество, юность. Даже в зрелые годы, переселившись в Петербург, Владимир Соловьев, до конца жизни не обзаведшийся собственной семьей и домом, часто и подолгу бывал в Москве у друзей и родственников.
Однако осознание его как "москвича" пришло к нам относительно недавно, хотя именно в московский период жизни В.С. Соловьев сформировался как ученый и мыслитель. Место, с которым были связаны лучшие годы его жизни, не могло не найти отражение в соловьевском творчестве. Далеко не всегда отношение Соловьева к Москве было восторженно-апологетическим, точно так же и отношение московской публики к философу было не всегда дружественным. Как это часто бывает между близкими родственниками, они, эти отношения, омрачались взаимным непониманием, раздражением и нетерпимостью.


Город глупый, город грязный!

Смесь Каткова и кутьи,

Царство сплетни неотвязной,

Скуки, сна, галиматьи, -

писал сам В.С. Соловьев по поводу одного из таких случаев.

С другой стороны, он неоднократно отмечал свою неразрывную связь с Москвой:

Крепчайшими цепями

Прикован я к московским берегам.

После Октябрьского переворота имя философа не было запрещено, но его научные труды в нашей стране перестали издавать. В итоге непростительно много времени оказалось потеряно для осмысления творческого наследия В.С.Соловьева. Лишь два раза - в 1921 и 1974 гг. - выходили сборники его стихов, так что мы больше знали В.С. Соловьева как предшественника и учителя поэтов Серебряного века, чем как выдающегося христианского философа, публициста и литературного критика, оставившего богатое творческое наследие, еще до конца не понятое и не прочитанное. Поскольку его мировоззрение оказалось несозвучно теориям "диалектического и исторического материализма", научные труды философа вернулись к нам только в конце 1980-х гг. А многогранность и противоречивость личности В.С.Соловьева долго еще будут приковывать внимание исследователей и всех, кто привержен поискам истины, добра и красоты.

28 (16) января 2003 г. исполнилось 150 лет со дня рождения великого мыслителя. Прошли научные конференции, были изданы книги и сборники, приуроченные к этой дате, вышли первые тома Полного собрания сочинений Соловьева. Но интерес к его жизни и творчеству не иссякает. Есть Москва грибоедовская, пушкинская, толстовская, чеховская... Бесспорно, в этом ряду находится и соловьевская Москва...

ПОКРОВСКОЕ-СТРЕШНЕВО (Волоколамское шоссе, 52)

Дружившие между собой семьи Соловьевых и Лопатиных в начале 1860-х гг. проводили летние каникулы в подмосковной местности Покровское-Стрешнево, или Покровское-Глебово. В то время там появились едва ли не первые специально построенные подмосковные дачи. Они располагались вдоль дороги рядом с простыми деревенскими избами.

Впоследствии В.С. Соловьев заезжал сюда к своим друзьям - они занимали дом, находившийся уже в другом месте, в глубине усадебного парка, - так называемую Берсову дачу, на которую в молодости ездил Л.Н. Толстой к своей невесте. Эта дача принадлежала тогдашней владелице Покровского - княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой.

Вид Покровского поменялся еще при жизни Соловьева. Около 1880 г. на средства одного из дачников, П.П. Боткина, к церкви Покрова (настоятель которой дал Соловьеву и Лопатиным прозвище братьев-разбойников) пристроили трапезную. А в 1880-1890-е гг. Е.Ф. Шаховская реконструировала свою усадьбу в новом русском стиле. В отличие от дач, ее основные постройки и парк сохранились до настоящего времени..."


Коробко Михаил

Опубликовано: газета "История" (Издательский дом "Первое сентября"). 2003. № 41-43.

Обсуждение публикации на форуме
6 комментариев, последний 02 окт. 2007