Возвращение в Тушино

leksey, 29 ноября 2006 ( редакция: 03 февраля 2019 )
Неожиданный отклик получил материал Н. Ильиной «Прогулки по Тушину». Из Германии от отца и сына Хельмута и Карла Бройнингер пришло письмо. Мы постарались, где это возможно, сохранить авторский стиль.

Письмо читателя

Один из моих московских знакомых прислал мне статью "ПРОГУЛКИ по ТУШИНУ". Я очень обрадовался, что еще живы воспоминания о том времени, когда немецкие специалисты со своими семьями жили в Тушине. Я, ребенок немецкого специалиста, жил с 1951 по 1955 г.г. в Тушине в упомянутом в статье поселке примерно с 240 другими немцами, а перед этим мы жили 4 года в Куйбышеве.


Возвращение в Тушино

Немецкие дома с верандой и садиком


В поселке насчитывалось около 100 домов, так называемых "немецких" - для 1 семьи и "финских" - для 2-х семей. Поселок был окружен высоким забором и хорошо охранялся.

Родители могли покидать поселок только в сопровождении надсмотрщика, даже во время прогулок по лесу или купания в канале. В больничной палате также обязательно находился сотрудник КГБ. Только мы, дети, могли одни без сопровождения оставлять поселок.


Возвращение в Тушино

Карл Бройнингер на велосипеде в саду


Мне тогда было 7 лет и у меня, например, было задание каждый день покупать поблизости 2 л молока у крестьянина. Для этого я должен был проходить около 1 км, также и зимой при 30-градусном морозе. В поселке был клуб (теперь это детский кинотеатр), магазин и школа-семилетка. В первых 4-ех классах преподавание велось на немецком языке, а русский язык мы учили как иностранный язык. «Я помню несколько учительниц: Зима Петровна Синовьева, Лидия Несторовна Габуния, Синаида Симионовна.» (В кавычках приведен оригинальный текст автора письма, написанный им по-русски.) Некоторые из более старших немецких детей учились в русской школе № 12, расположенной вне поселка. Моя знакомая (Юта Беранже) заканчивала там 10-й класс в июне 1955 г. Директора тогда звали Александр Серович (или как-то похоже). В сентябре 1955 г. мы должны были переехать в Сухуми и только в феврале 1958 г. смогли вернуться в Федеративную Республику Германию.

В 1994 г. я с моим отцом первый раз снова был в Тушине. К сожалению, от поселка остался только клуб (теперь это кинотеатр). С этого времени я активно работаю в Мюнхене в Обществе «Помощь пожилым людям Москвы». Это Общество собирает деньги в Германии, чтобы облегчить некоторым московским пожилым людям «вечер» их жизни. Общество содержит 2 мобильные социальные службы - в Северном Тушине, Щукине и в Куркине а также клуб для пожилых людей "Золотая осень" в Северном Тушине (см. информацию на сайте www.mosm.de).

Во время моих поездок в Россию в 1996, 2000 и 2002 г.г. я снова каждый раз посещал Северо-Западный Округ г. Москвы и приобрел там много новых знакомых.

Чтобы снова освежить мои утраченные знания русского языка, я посещаю в Мюнхене один клуб, в котором общаются только на русском языке. К сожалению, отлично писать по-русски я не могу, поэтому это письмо переводит для меня с немецкого мой московский знакомый.

До 1990 г. никто бы вероятно не поверил, что мы сможем общаться так непосредственно. Многие из детей немецких специалистов испытывают особый интерес к развитию России. Один раз в году мы, примерно 35 человек, ежегодно встречаемся в Германии, чтобы обмениваться воспоминаниями о тех 11-ти годах, которые мы провели в Советском Союзе. При следующей встрече в мае т.г., я распространю среди них статью «Прогулки по Тушину».

Очень бы хотелось, чтобы на мои воспоминания откликнулись все те, кто еще не забыл детей немецких специалистов. Мой адрес имеется в редакции.

Карл Бройнингер из Мюнхена

Обсуждение публикации на форуме
17 комментариев, последний 30 нояб. 2006