Музей ТМЗобсуждение публикации | |
---|---|
В конце ноября мне посчастливилось побывать в «Музее ТМЗ». С каким трепетом я входила не территорию завода, подходила к 8 корпусу, к подъезду, где находился рабочий кабинет Главного! В музее представлена история ТМЗ, которую вы знаете лучше меня. Поэтому покажу только фотографии. | |
А вы думаете мне не грустно, не обидно, что то,что я делала и создавали мои товарищи на «Молнии» и ТМЗ оказалось никому не нужным. Ведь Буран создавал весь Советский Союз. А труд людей оказался бесполезным. А сколько заводов стоят разграбленными, и сколько людей не смогли найти применение своим знаниям и умениям в новой жизни! ТМЗ уже не вернуть. Завод с такой богатой историей выставлен на продажу. «Молния», может быть в составе корпорации «Калашников», как-то возродится, но как прежде уже не будет. Не будет никогда! Надо было с митингами всем заводом и "Молнией" идти еще лет 25 назад, а мы все думали, что обойдется и будет как прежде. Меценаты должны быть не только с деньгами, но и с умной головой. У Лозино-Лозинского сколько было разработок, готовых к реализации и «Молния-1» и «Молния-100» …. и «Молния-1000», но не было финансирования. И даже те идеи за 30 лет, наверное, устарели. Я не вижу выхода из этого положения. Единственное что я смогла – это описать сегодняшнюю ситуацию в трех статьях, и думаю, что тушинцы меня понимают. Может быть Вам, Сергей, удастся сделать большее. Удачи! Если понадобится моя помощь- всегда рада помочь. | |
Борьба за существование ТМЗ http://www.buran.ru/htm/luj.htm После субботнего объезда объектов города 26 декабря 1998 года. мэром Москвы Юрием Лужковым, на уровне правительства было принято решение о научно-технической, промышленной и социальной поддержке ОАО НПО “Молния” и ОАО “Тушинский машиностроительный завод” (ТМЗ). Отметив всю важность и актуальность работ, проводимых на ОАО НПО “Молния” и ОАО “ТМЗ”, в частности по разработке многоцелевой авиационно-космической системы “МАКС” и технологий двойного назначения, Юрий Лужков поручил подготовить обращение в правительство России о поддержке Москвой этих важных предприятий. По мысли столичных властей, было бы неплохо придать проекту “МАКС” статус федеральной программы с финансированием отдельной строкой из федерального бюджета.... https://red.msk.ru/tushinskij-mashinostroitelnyj-okazalsya-na-avito/ Москва (а на тот момент она и была главным акционером) пыталась спасти завод, загрузив его заказами. Была даже разработана целая программа, по которой цеха перепрофилировались под производство трамваев, автобусов, троллейбусов, трамвайных переездов, медтехники и переработку шин. Каждый год ТМЗ выдавал столице от 130 до 810 новеньких автобусов..... И долг огромный. Только одному своему тогдашнему акционеру, Банку Москвы, ТМЗ задолжал 6,5 млрд руб. Банк обратился в суд о признании задолженности. Потом еще несколько исков от каких-то странных организаций. Как уверяют эксперты, все попытки властей Москвы спасти завод, были напрасны — к тому времени из него было высосано все, что можно, остались лишь старые ангары и корпуса. Дешевле было построить новый. И Москва продала свою долю. Основным владельцем стала группа компаний с романтическим названием «Букет». Именно при ней летом 2013 года ОАО «ТМЗ» признается банкротом. Сначала говорили, будто на этом месте построят жилищный комплекс, но ничего не получилось. Сейчас хозяйство реализуется конкурсным управляющим. Часть территорий ТМЗ уже давно были проданы и у них другие собственники: как строить жилье посреди ангаров и цехов? https://kompromat1.live/articles/93827-nado_bratj_legendarnye_zavody_uhodjat_s_molotka/print В сентябре 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заверил, что ТМЗ будет сохранен как промышленная зона. «В Генплане Москвы и правилах застройки и землепользования Тушинский завод утвержден как промышленная зона, и эта зона должна развиваться и оставаться как промышленная территория», — заявил он в эфире телеканала «ТВ Центр», подчеркнув, что для Москвы нужно не только жилье, но и сохранение производства и промышленных территорий. Значит ли это, что ТМЗ продают по заниженной цене на «Авито» с целью найти там покупателя для сохранения производства? Или же завод выкупят «свои», и на его месте вырастут очередные небоскребы? За завод боролись, как могли, и ничего не получилось. Государство не заинтересовано в развитии страны. А историю я Вам напишу уже в новом году с надеждой что все еще можно изменить.. | |
Мы не пассивны и не бездеятельны. На нашем краеведческом сайте за многие годы по каждому пункту проекта Вашего Культурного Центра собрано достаточное количество материала. На сайте работают люди, докапывающие до самой сути вещей и проблем. Первоначально задумывалось собрать весь самый интересный материал и написать большую антологию жизни Тушина. Материала много: он разбросан по статьям, по постам, по разным годам. Но пока эта работа нам не по силам. Нужен знающий историк – писатель, который сможет создать шедевр мирового уровня. Вы спрашиваете, почему форумчане не активны. Просто они этой темой переболели, и уже ни один раз. Молния и завод никому не нужны: Лужков подключался к проблеме, газеты, каналы телевидения, Собянин, а завод продается. Я к этой теме вернулась потому, что побывала в Музее ТМЗ. Узнала о продаже завода, о производстве на Молнии ракет-мишений, о том, что Лозино-Лозинскому было 110 лет со дня рождения, хотя ни один телеканал об этом не вспомнил, о его дочери, работавшей над двигателями для Энергии. И просто хотела поделиться своими впечатлениями. Сама расстроилась, и других заставила вспомнить те далекие счастливые года. Но нужно как-то жить дальше. | |
11 апреля 2006 года на заседании муниципального собрания Южного Тушино было принято следующее решение: Присвоить почетное звание "Почетный житель муниципального образования Южное Тушино в городе Москве" с вручением знака "Почетный житель", удостоверения к нему и с занесением в Книгу почета: Игорю Кирилловичу Звереву. Свою трудовую деятельность он начал конструктором на Тушинском машиностроительном заводе в 1952 г. после окончания Московского авиационного технологического института. Под его руководством заводской коллектив осуществил подготовку и развертывание работ по строительству аэрокосмического самолета "Буран". В нашей библиотеке вы найдете книгу по истории завода "ТМЗ: история, технология, люди", составителем которой выступил Игорь Кириллович. На стр. 66 (на Хомяке –стр.33) там есть такие строки: «Близко к сердцу принимал Сурен Григорьевич (АРУТЮНОВ Сурен Григорьевич - генеральный директор ТМЗ (с 1983 по 1998) несправедливое отношение к заводу, особенно проявлявшееся в период строительства корабля "Буран", а тем более, - после его прекращения. Прекращение строительства было трагедией не только всего завода, но и его личной». Получается, что уничтожение завода было задумано еще во времена СССР. | |
Причём тут "задумано уничтожение"? Просто прекратили программу "Буран", как неперспективную (кивали на США - они ведь тоже закрыли свои "Шаттлы"). А поскольку завод был "заточен" исключительно под "Буран" - ему не нашлось места в "перестроечной" экономике. Всё элементарно упирается в прекращение финансирования неперспективной программы. Так развалился не только ТМЗ, но и многие другие наши узкоспециализированные "гиганты"... Ведь советский ВПК был весьма затратным и неповоротливым, и многие предприятия не сумели найти свою нишу в новой экономике. Огромные площади, производственные мощности, накладные расходы - всё это было жизнеспособно только при обильном (и малоконтролируемом) госфинансировании. | |
Цитата:«Близко к сердцу принимал Сурен Григорьевич (АРУТЮНОВ Сурен Григорьевич - генеральный директор ТМЗ (с 1983 по 1998) несправедливое отношение к заводу, особенно проявлявшееся в период строительства корабля "Буран", а тем более, - после его прекращения". Пренебрежительное отношение к заводу и директор, и заместитель директора видели еще при строительстве "Бурана", когда проблем с финансированием не было. | |
Если не было проблем с финансированием - то в чём же выражалось "пренебрежительное отношение"? | |
У меня вопрос к автору статьи: в музее есть какие-либо материалы о вертолетных КБ, размещенных в 50-х гг. в помещениях завода? | |
О вертолетных КБ вопросов не было. Могу посоветовать напрямую обратиться к хранителю музея к Устиновой Евгении Вадимовне. тел. 8 (495) 580-71-86. доб. 2143. Можно поискать информацию в книге, она есть у нас на сайте "ТМЗ: история, технология, люди". | |
Осенью 1947 г. построенный в 5-й лаборатории ЦАГИ полноразмерный макет тре-местного вертолета ЭГ-1 утвердила правительственная комиссия под председательством генерал-майора Н.А.Жемчужина, а 12 декабря 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР №4001-1368 о создании ОКБ-4 под руководством М.Л.Миля. Первоначально молодое ОКБ располагалось там же, в Жуковском, однако после того, как в июле 1948 г. экспертная комиссия МАП под председательством профессора И. В.Остославского одобрила доработанный проектЭГ-1, молодому конструкторскому коллективу предоставили помещение ликвидированного ОКБ-82 М.М.Пашинина, находившегося на территории сборочного цеха авиазавода №82 в Тушино. | |
Самый массовый советский истребитель времён Великой Отечественной войны — Як-9. Всего самолётов этого типа было выпущено почти 17 тысяч экземпляров. Значительная часть из них производилась на заводе №82, более известном как Тушинский машиностроительный завод.
| |
Не особо и обширная — в 1943 году самолеты ЯК-7 выпускали всего два завода: Завод № 153 (12,75 % всего авиавыпуска). Головное предприятие по выпуску Як-7 и Як-9. По суммарному количеству сданных за год машин — вообще головной завод яковлевских истребителей. и Завод № 82 (1,85 % всего авиавыпуска). Вспомогательный завод по выпуску Як-7. * % всего авиавыпуска. Имеется в виду процент от всех марок выпущенных в СССР самолетов. К концу 1 квартала 1944 года согласно Постановление ГКО наш завод перешел на выпуск самолетов ЯК-9. Вот это Постановление ГКО: 26 октября 1943 вышло Постановление ГКО № 4429 О переводе завода № 82 НКАП на выпуск самолетов Як-9 Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Обязать Наркомавиапром - т.Шахурина и директора завода 82 т.Климовицкого осуществить на заводе № 82 переход к концу первого квартала 1944 года полностью на производство самолетов Як-9 с вооружением: пушка 20мм и один пулемет Березина с увеличенной дальностью по образцу выпускаемых заводом № 153 без снижения достигнутого уровня выпуска самолетов. Производство самолетов Як-7 к концу 1 квартала 1944г. прекратить. 2.Обязать Народного Комиссара Финансов т.Зверева выделить ив резервного фонда СНК СССР в 1943-1944 годах на постановку производства самолетов Як-9 на заводе № 82 НКАП - 2,5 миллиона рублей (19428). Источник: "Хроники Родионова". https://warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/mhar... | |
Похоже что это вообще не ЯК-7, а ИЛ-2. | |
Может быть это что-то другое? Люк-накладка патрубков двигателя может быть подобным и для других самолетов. | |
Всё таки на мотогандолу ЯК-9-го не очень похоже... Виноват. Там из этой серии ещё одна фотка была, но тоже не внушила доверия Москва. 15 мая 1943 г. Сборка корпусов самолетов на авиационном заводе в Тушино во время Великой Отечественной войны. Николай Ситников/ТАСС |