Церковь Андрея Стратилата (158x - 1890)

Lodo4nik, 25 августа 2007 ( редакция: 04 октября 2019 )
В этой заметке речь пойдет о церкви, простоявшей в Тушино со времен Бориса Годунова до конца 19 века, когда она была заменена нынешней тушинской Спасо-Преображенской церковью. Хоть сама постройка и не уцелела, но всё же церковь Андрея Стратилата, полагаю, представляет определенный краеведческий интерес.
Во-первых потому что на протяжении трехсот лет она являлась наиболее капитальным строением и основной визитной карточкой наших мест. Во-вторых за счет довольно редкой архитектурной формы, удостоенной описания в литературе по истории русской архитектуры.

Путаница с наименованием

Во многих современных статьях о Спасском монастыре присутствует некая недосказанность либо противоречивость. Это связано не только с тем, что дошедших до нас сведений недостаточно для построения полной картины событий и авторам приходится либо оставлять пробелы либо строить гипотезы. Но, оказывается, есть и другая причина корявости этих статей - недобросовестное цитирование источников. Посмотрим повнимательнее на исторический очерк, опубликованный на tushinec.ru и на ряде других сайтов:

"...Первой церковью монастыря была церковь Преображения ..., которая по ветхости своей разобрана около середины 17 века. Вторая церковь монастыря - однопрестольная, каменная, шатровая церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата была сооружена в 16 веке. ... После упразднения монастыря в 1764 г. шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино..."

При внимательном прочтении становится ясно, что тут опечатка, либо чего-то не хватает: церковь разобрали в 17 веке, тем не менее в 18 веке она упоминается вновь. Можно предположить, что в этом промежутке времени ее отстроили заново. Но тогда возникает вопрос: почему об этом событии не сохранилось упоминаний при том, что церковь была приписана к Троице-Сергиевой лавре, вся хозяйственная деятельность которой скрупулезно протоколировалась? Оказывается, что при составлении этого текста его автор счёл ненужной и просто выкинул важную фразу о том, что в конце 17 века вторую церковь во имя Андрея Стратилата переименовали (правильнее сказать, переосвятили) в Спасо-Преображенскую.

Несмотря на то, что церковь переименовывалась в прошлом и в последние двести лет своего существования была Спасо-Преображенской, в литературе она известна именно как церковь Андрея Стратилата, поэтому, во избежании путаницы, я предпочитаю придерживаться этого наименования.

В завершении темы о наименованиях церквей стоит отметить неоднозначность встречающуюся в некоторых статьях. Так, под "Спасской" может подразумеваться одна из трех церквей, существовавших на территории с. Спас в разное время. Под "Тушинской" может подразумеваться либо церковь Рождества Богородицы, стоявшая в Тушино на берегу Сходни до середины 18 века либо одна из Спасских. Ведь Спас был не только меньше Тушина, но и фактически относился к Тушину. Не случайно же второй Лжедмитрий был прозван Тушинским вором а не Спасским, хоть его резиденция и его Лагерь были рядом со Спасом. Кроме того, даже в 19 веке иногда село Спас административно относили к Тушино под общим названием "село Спас-Тушино".


Не могу также оставить без внимания и другой обнаруженный мною пример недобросовестного цитирования источников - это брошюра Токмакова «Село Спас-Тушино» [4], которую Токмаков составил на основе статьи Есипова «Тушинский Вор», вышедшей на 50 лет раньше. Выяснилось, что Токмаков описывал село Спас начала 20 века с церковью постройки 1888 г. на основе описания середины 19 века, когда в селе стояла совершенно другая церковь Андрея Стратилата! Фразы вроде "уже более 100 лет как она не существует" он ловко заменил на "уже более 150 лет как она не существует", однако кое-где он все же ошибся. Так, например, во фразе "В 1804 году вместо деревянной трапезы устроена каменная и в то же время, по возведении колокольни, ныне существующей, столбы и арки над алтарем разобраны, старые колокола перелиты." Токмаков недоглядел и не выкинул "ныне существующей" тогда как эта колокольня "ныне существовала" в середине 19 века, но отнюдь не в начале 20-ого, когда вышла книга.


Упоминания в исторических документах

Я не ставлю себе целью ни составление очередного исторического обзора ни построение новой гипотезы. Представлю лишь выдержки из первоисточников и архивные иллюстрации опубликованные в свое время в Московском Журнале.

● Упоминание «церкви Спаса на Всходне» в завещании воеводы Андрея Тушина 1562 года.

● Из вкладной книги Троице-Сергиева монастыря о принятии в 1570 г. тушинских угодий: «...вотчину отца своего в Московском уезде из Всходне Спасской монастырь, а на монастыре храм каменной вверх, Преображения Господня да предел Благовещения... другой храм каменной же Андрея Стратилата да ограды каменны 53 сажени, да ворота каменные» (53 сажени = 113м).

● Из писцовой книги 1584-1586 гг.: «Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье-Спасово, на речке на Всходне, а на монастыре церковь Преображенье-Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Овдрея Стратилата ставят ново, не доделана...»

● Из писцовой книги 1623-1624 гг.: «...село, что был монастырь Всходня, на реке на Москве, а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен, да другая церковь Андрея Стратилата каменная шатром вверх, а в церкви образы, и книги и свечи и колокола все монастырское строение Живоночальныя Троицы Сергиева монастыря; а на церковной земле во дворе поп Стефан...»

● В писцовой книге 1646 г. числятся те же обе церкви: «Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня, на реке Москве, а в нем церковь Преображения Господня, да другая церковь Андрея Стратилата камены, а у церкви во дворе поп Алексей...»

● Из писцовой книги 1685-1687 гг.: «В селе Спасском, что был монастырь, церковь святаго мученика Андрея Стратилата каменная с трапезою деревянною...» (Спасская церковь уже не упоминается).

● В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа с 1628 до 1682 г. отмечена дань только с одной церкви Андрея Стратилата.

● В переписных книгах 1704 г. и во всех более поздних источниках упоминается только церковь Спаса Преображения Господня.


Описание храма

Архитектор Н.В. Никитин писал: «... каменная шатровая церковь – замечательный памятник архитектуры XVI века. Стены его имеют до полутора аршин толщины (=1м), а внутренняя ширина всего две сажени и два с половиной аршина (=6м)».

Описание из статьи «Русское шатровое зодчество» [2]:

Судя по сохранившимся чертежам и изображениям, Преображенская церковь представляла собой квадратную в плане постройку с примыкавшей с востока трехабсидной алтарной частью. Однако наружное очертание этих абсид таково, что они почти сливаются в одну большую абсиду, несмотря на лопатки их разделяющие. Внутри абсиды также почти полностью объединены, так как стенок между ними нет, и они разделялись только широкими арками, имевшими несколько сплющенную форму. Из порталов сохранился только один северный (южный — переделан в окно, а западный уничтожен при постройке трапезной), украшенный колонками и килевидной аркой. Форма пролета двери, видимо, искажена. Над порталом — киот для иконы. Фасады расчленены лопатками, а вверху проходит трехчастный, почти классический антаблемент, над которым помещался ряд закомар, или, вернее, кокошников килевидной формы, но очертание их внутренних профилей полукруглое. Восьмерик имел лопатки на углах и завершался карнизом. В восьмерике — четыре довольно больших окна, вероятно, растесанных и не сохранивших первоначальной формы. В основании шатра — маленькие кокошники, по три на каждой грани. Сам шатер, лишенный украшений, имел очень приземистые пропорции и завершался глухим барабанчиком с луковичной главкой. Судя по рисункам, вся церковь, включая детали профилировки, была построена из кирпича. Переход от четверика к вышележащему восьмерику осуществлен при помощи арочек, перекинутых через углы.

Известно также, что в древности колокола в церкви висели над алтарем «на звоннице под аркою на кирпичных столбах». В 1804 г. пристроили каменную трапезную и колокольню. В 1849 г. трапезная была расширена и устроен придел Сергия Радонежского.


Снос

Известно, что Спасский монастырь прекратил существование в VIII в. Церковь в качестве приходской просуществовала до конца XIX в.

Г.Есипов [6] писал, что уже к середине 19 в. церковь была в аварийном состоянии: Вся местность, на которой расположен был монастырь, совершенно изменилась; она была ровная, а теперь с юго-восточной и юго-западной стороны вешние воды прорыли два глубоких оврага до уровня Москвы-реки и церковь стоит на обрывистом треугольнике, заключающем в себе не более 300 квадратных сажен (~37х37м). Обрыв к Москве-реке у самой церкви грозит опасностью храму Божью, земля с каждым годом все более и более осыпается и если не обратить на это внимания, то церковь рушится в Москву реку.

Ольга Русина [1] так описывает причины аварийного состояния церкви: С 1862 года в Тушино и село Спасское стало прибывать много новоселов. Они начали выкапывать для фундаментов своих изб бутовый камень, веками надежно сохранявший крутой откос берега реки Москвы. Берег стал быстро размываться рекой, образовался овраг. Могучие стены древней церкви дали трещину.

Токмаков И. Ф. [4]: В стенах и сводах образовались очень большие и притом многочисленные трещины; а так как церковь стояла на крутом песчаном берегу, который каждогодно от разлива реки осыпался и в то время осталось от берега не более 5 аршин (=3.5м), то ей угрожало разрушение и совершенное падение;

В 1875 г. придел Сергия Радонежского и колокольня были разобраны.

В 1885 году, после осмотра церкви председателем Московского археологического общества графом Уваровым и высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Московским и Коломенским, она была запечатана. В последствии планировалось укрепить берег и провести восстановительные работы. Однако, необходимые средства не были собраны, и, по прошению прихожан, из-за опасения каких-либо несчастных случаев, комиссией Московского археологического общества и епархиальным начальством решено было церковь разобрать.

Летом 1890 г. церковь была разобрана, а материал поступил на постройку храма в селе Рождествено, расположенном на 4 км выше по р. Сходне (сейчас это р-н Митино). Много белокаменных блоков пошло так же и на фундаменты изб крестьян села Спасское. Перед сносом церкви Московская духовная консистория представила в Московское археологическое общество схематические чертежи, исполненные архитектором Грудзинским и хранящиеся сейчас в Музее архитектуры ВАА. Кроме того, архитектором Д. П. Суховым была исполнена акварель церкви, опубликованная вместе с чертежами Грудзинского в «Древностях».


Иллюстрации

церковь Андрея Стратилата (1580 - 1890) в селе Спас, К. Эргот, литография

Общий вид церкви с востока


(Эта иллюстрация из книги Токмакова [4] является сильно отретушированной копией довольно изящной и детализированной литографии К. Эргота из "Русских достопамятностей" [6])


церковь Андрея Стратилата (1580 - 1890) в селе Спас, Д.П. Сухов, акварель

Акварель Д. П. Сухова


церковь Андрея Стратилата (1580 - 1890) в селе Спас

Фасад


церковь Андрея Стратилата (1580 - 1890) в селе Спас

Чертежи


Также дополнительное представление об облике церкви можно получить рассмотрев похожие по конструкции церкви, сохранившиеся до наших дней (таких, впрочем, совсем мало):

http://sobory.ru/article/index.html?object=00894

http://sobory.ru/article/index.html?object=01869


Местоположение

Судя по описаниям и старым картам, монастырь располагался на западной окраине нынешнего села Спас. Некоторую ориентировку дает также монастырский пруд, сохранившийся до сих пор. Сама же церковь, видимо, стояла на самой стрелке между обрывом в р. Москву и глубоким оврагом идущим от реки на северо-запад. Т.е. можно полагать, что местоположение известно с точностью до пары десятков метров. Остатки фундаментов церкви Андрея Стратилата, еще более древнего Спасо-Преображенского собора и каменных монастырских стен числятся в реестре памятников археологии Москвы (кстати, под номером 1):

http://goledyanka.narod.ru/XIII_signs.htm

http://www.archeologia.ru/Library/Image/662ba928c0b8/show/pic6


c. Спас из космоса, 2007 г.

Пердполагаемое местоположение (отмечено прямоугольником)


Свято место пусто не бывает

Сейчас село Спас - это маленький огородно-сарайный островок посреди бурлящих строек и ревущих автомобильных эстакад - замер в ожидании решения своей судьбы. С точки зрения торгового бизнеса, надо сказать, место очень лакомое. В сети я встречал упоминания о "проекте зон охраны памятников археологии Спас-Тушино-Сходня" [5], но содержание и актуальность этого документа пока являются загадкой. В марте 1994 г. правительство Москвы приняло постановление «от 22.03.94 N 223 Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино». Однако сейчас мы видим, что никакой охраны этих зон не осуществляется. Напротив, все что хранилось под землей веками заливается бетоном: кукурузное поле на правом берегу реки напротив Спаса (т.н. селище Мякинино-2) с неразведанным древнеславянским поселением и фатьяновским городищем II тысячелетия до н.э. уже застроено предприимчивым азербайджанским семейством Агаларовых («Крокус Экспо»), развернуто строительство в северной части Спаса. Недавно стало известно что префектура СЗАО продала право аренды земли села Спас компании "Золотой ключик" на 49 лет под строительство «мнофункционального комплекса» с гостиницей, развлекательным комплексом, торговыми площадями и т.п. Но это уже совсем другая история...


панорама: Крокус-сити, р. Москва, с. Спас

Панорама с моста (лето 2007г.)


Дополнительно

Карта Шуберта:

Тушино на карте Шуберта, 1860 год.

Современный вид с неба: http://wikimapia.org/s/#y=55831330&x=37390079&z=17&l=1&m=a&v=1

Использованные материалы:

[1] Ольга Русина, Древнее Тушино, Московский Журнал, № 9 1994.

[2] Раппопорт П.А., Русское шатровое зодчество конца XVI в., М.-Л., 1949, // Материалы и исследования по археологии СССР; Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, № 12; Портал "Археология России", 2004 (http://www.archeologia.ru/Library/book/612bb79f6899)

[3] Баталов А.Л., «К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне. Церковь Андрея Стратилата конца XVI в.»; опубликовано в сборнике: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. Выпуск II / Российская академия архитектуры и строительных наук. - М., 1995.- 151 с., илл.- С. 141-145 (http://www.archi.ru/publications/articles/bat_tuch.htm)

[4] Токмаков И. Ф. «Село Спас-Тушино», М., 1905. (Частично воспроизведено в книге "Здесь начиналась Москва")

[5] Чернов С.З. Проект зон охраны памятников археологии Спас-Тушино-Сходня. Институт Генпланов г. Москвы. Рукопись; РГАДА, ф. 280, on. 3, д. 622, ч. 4.

[6] Г. Есипов. Тушинский вор. Русские достопамятности. Изд. Снегирева, М., 1863. (содержит сведения от священника церкви А.И.Касаткина)


Библиография к статье Раппопорта [2]:

Чертежи и рисунки: Музей архитектуры Академии архитектуры. Архив: раздел I, № 5712.

«Древности». Тр. комиссии по сохранению древних памятников имп. Археологического общества, т. II, М., 1908, стр. 139-140.

С. В. Рождественский. Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб.. 1897, стр. 69.

Г. Есипов. Тушинский вор. Русские достопамятности. Изд. А. Мартынова, М., 1877, т. I, раздел IX.

В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII вв., вып. 3. Загородская десятина, М., 1886, стр. 211-213.

Н. Волков «Москва и ее уезд», МГВ, 1852. № 4 (часть неоф., стр. 41) (статья)

И. К. Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1893, стр. 650

Древности, т. IX, вып. 2—3, прот. стр. 30; т. XII, вып. 1, прот. стр. 18;

В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях, т. III. СПб., 1897, стр. 138

А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о монастырях. М. 1852, стр. 282

Обсуждение публикации на форуме
13 комментариев, последний 29 окт. 2017