Усадьбы старые таинственной Руси,
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, -
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
(Н. Гумилев)
Возникновение подмосковных дворянских усадеб относится к периоду царствования Ивана Грозного. По его желанию правительство за заслуги одаривало дворян землями в Московских и других уездах.
Во второй половине XVI века в Подмосковье уже были многочисленные поместья бояр и дворян, которые были пожизненными государевыми слугами. Местом их постоянного жительства были московские дворы. Отпуска им давались редко, при этом они были кратковременными. Загородные владения большинства дворян и бояр были заброшены. Они приезжали в усадьбы, чтобы проверить работу управляющего, или поохотиться.
С 70-х годов XVII века во владениях начинают строить дома, возводить храмы, создавать садово-парковые затеи. Манифест Петра III «О вольности дворянства» дал ему широкие привилегии, освободил их от обязательной государственной службы. Екатерина II права дворянства укрепила и расширила.
Сразу после 1762 года многие дворяне вышли в отставку и стали благоустраивать и украшать свои усадьбы. Для этого приглашались самые лучшие архитекторы и дизайнеры. Сами же хозяева становились собирателями предметов старины, богатейших собраний живописи, скульптуры, оружия, мебели. В усадьбах располагались библиотеки, музеи, театры.
О двух из таких усадеб – Братцево и Марьино - пойдет речь в данной работе.
В коллекции графов Строгановых среди ценнейших произведений изобразительного искусства особое место принадлежит альбомной графике конца XVIII — первой половины ХIХ века. В этих альбомах часть акварелей и рисунков выполнена профессиональными художниками, с ними соседствуют художественные опыты самих Строгановых. На страницах этих альбомов рисунки, стихи самой хозяйки Софьи Владимировны, альбомы предназначались также для широкого круга гостей, желавших проявить в них свой талант.
В 1923 году альбомы в составе других художественных ценностей усадьбы были перевезены в национализированный Строгановский дворец, превращенный в музей. После его закрытия, в 1930 году, альбомы были переданы в Русский музей.
Во всех группах альбомной графики присутствуют работы Ермолая Ивановича Есакова, домашнего художника Строгановых. В 1810 году художник принял приглашение графа Павла Александровича Строганова, который подыскивал учителя рисования для своих детей (в дворянских семьях владение рисовальным искусством считалось обязательным, как и умение танцевать, музицировать и владеть иностранными языками). Вероятно, П.А.Строганов выбрал его по рекомендации своего отца графа А.С.Строганова.
Рисунки художника вводят нас в размеренный уклад жизни Строгановых во дворце на Невском проспекте, в их загородных резиденциях: в Новой Деревне на Черной речке и в усадьбе Марьино.
Е.Есаков. Вид Марьинской усадьбы как оная находилась в 1814 и 1819 году, снятый с дороги, ведущей к Руине. 1819. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых
Е.Есаков. Вид Руины снятый от оврага и моста в парке Марьино. 1820
Среди рисунков и акварелей в строгановских альбомах были обнаружены шесть видовых гуашей малоизвестного художника Александра Кузнецова, выполненных в 1810 году. Только недавно эти работы были атрибутированы ведущим научным сотрудником Русского музея С.О. Кузнецовым как виды подмосковного имения Строгановых — Братцево.
Как попали в коллекцию семьи Строгановых акварели с видом имения Братцева?