История усадьбы Братцево последних 250 лет

Natalia, 01 сентября 2020 ( редакция: 25 октября 2020 )

Давным – давно мы переписывались с Sontucio и мечтали собрать все материалы с сайта Тушинского Хомяка по достопримечательным местам Тушина, объединить, что объединяется и написать большие работы. Но, не получилось. В этом году представился такой случай, и вашему вниманию предлагаю рассказ об усадьбе Братцево. Даже не о самой усадьбе, а о тех людях, чьи имена вписаны в историю усадьбы.

Побег в Москву.

01.jpg

Строганов Александр Сергеевич (1733-1811), потомок купцов,владевших солеварными приисками, горными и металлургическими заводами. В молодости он много странствовал, был покровителем и любителем художеств. Его картинная галерея насчитывала 87 полотен европейских мастеров живописи.Коллекции монет,медалей,камней не имели себе равных.

02.jpg

В 1800 -1811 годах Строганов А.С. был «императорских библиотек Директором» и президентом Академии художеств. Последние десять лет жизни Александр Сергеевич посвятил строительству Казанского собора в Петербурге.Это он надоумил царя соорудить грандиозный храм по отечественному проекту, выполненному А.Н. Воронихиным, силами отечественных мастеров и из отечественных материалов. Сооружение храма потребовало огромных средств. Граф вынужден был вкладывать свои средства, и, причем, немалые. Он до самой своей смерти трудился без устали и, не смотря на слабое здоровье, ежедневно взбирался по лесам осматривать постройку. Скончался Строганов в 1811 году, через 12 дней после освящения Казанского собора. В итоге, сыну Строганова Павлу, в наследство остались лишь добрая слава об отце да значительные долги.

А в начале 1771 года Александр Сергеевич Строганов женился на известной красавице, юной княжне Екатерине Петровне Трубецкой – дочери сенатора и бывшего генерал-прокурора. Сразу после свадьбы молодые уехали в Париж, где прожили свыше семи лет.

Красота Строгановой Екатерины Петровны покорила парижский свет. Рассказывают, что Вольтер, принимая чету Строгановых, воскликнул при первом же взгляде на гостью из далекой России: "Ах, сударыня, какой прекрасный день сегодня: я видел солнце и вас!"

03.jpg

По возвращении в 1779 году в Петербург, Строганов пережил семейную драму:его жена увлеклась фаворитом Екатерины II Иваном Римским-Корсаковым.

Иван Николаевич Римский-Корсаков (1754- 1831) происходил из старинного дворянского рода.Он был определен сержантом в Конный полк, но будучи уже капитаном, познакомиться с Григорием Потемкиным и очень ему понравился.

04.jpg

Генерал-фельдмаршал представил его Екатерине II, и 1 июня 1778 года Римский-Корсаков был назначен флигель-адъютантом к Императрице, а вскоре пожалован в генерал-майоры и в генерал-адъютанты. Екатерина пожаловала ему дом на Дворцовой набережной, большое имение в Могилёвской губернии в 6000 душ крестьян, 200000 рублей на путешествие, множество бриллиантов и жемчуга (на сумму до 400000 руб.)

Из воспоминаний московского почт-директора Александра Булгакова. Знакомства у Булгакова были обширны и разнообразны - от государя императора, великого князя Михаила Павловича, графа Бенкендорфа до российских литераторов, музыкантов, артистов (достаточно назвать Пушкина, Вяземского, Жуковского, графа Вл. Соллогуба, Глинку, Каратыгина).

Рассказ о фаворите Иване Николаевиче Римском-Корсакове.

«Голова его кружилась от обожания царедворцев и милостей Императрицы. Одно продолжение такого бытия казалось ему верхом блаженства, и ежели он ничего не просил для себя и для родных, коих вовсе не имел, то за то должен был беспрестанно исполнять требования князя Потемкина. Наскуча быть орудием всех прихотей князевых, он начал отговариваться от исполнения желаний его, от чего произошла некоторая холодность между ними: доходило и до ссор, два раза Императрица их мирила. Корсаков часто видался с графинею Брюс; столь прекрасный молодой человек не мог не быть ей приятным.

Потемкин вселил ревность в сердце Государыни, Корсаков, узнавши это, требовал у князя объяснения и употребил колкие слова против него; Потемкин, рассерженный, явился к Государыне с жалобами и требовал, чтобы Корсаков просил у него прощение.

Положение Екатерины было затруднительно, но она рассудила, в премудрости своей, что Потемкина заменить труднее было, нежели Корсакова, а потому и приказала она сему просить у князя прощения. Корсаков ответил Императрице, что он жизнь свою за Нее готов пожертвовать, но что у клеветника своего прощения просить не будет.

Упорство сие описали Государыне яко неблагодарность за Ее милости и яко предлог, чтобы с нею поссориться и предаться совершенно страсти к графине Брюс. С сего дня Императрица начала обходиться сухо с Корсаковым,и хотя он точно не имел никаких любовных сношений с графинею Брюс, должен был выехать из дворца. Государыня щедро Корсакова наградила, и он отправился в Москву оплакивать свое упрямство и прежнее величие.

Но тут он увидел Екатерину Петровну Строганову, влюбился в нее. Молодой Иван Николаевич околдовал, очаровал ее.Она приняла любовь молодого генерал-майора, ответила ему взаимностью и к всеобщему удивлению последовала за ним в Москву, оставив мужу сына и дочь.

Александр Сергеевич Строганов относился спокойно к роману жены. Он не только не препятствовал расположению своей супруги к Римскому-Корсакову, но даже наделил ее домом в Москве и большим имением Братцево под Москвою.

Новая семья

Иван Николаевич был красив необыкновенно: высокого роста, статный, с правильными чертами лица и обжигающе черными глазами. Он обладал хорошим голосом, прекрасно играл на скрипке, был приятным собеседником. Ума был он обыкновенного, но имел душу добрую и кроткий нрав. Красивым и статным, Римский-Корсаков оставался всегда. Только грубел шрам у глаза. Но это было не боевое ранение. Он у маленького Великого князя Александра Павловича хотел поцеловать руку, тот не давал ее. Императрица приказала дать. Ребенок подал руку с досадою, и когда Римский-Корсаков стал целовать, то малютка разорвал ему ногтем лицо до крови, за что Императрица тотчас сама ребенка посекла.


05.jpg

Иван Николаевич и Екатерина Петровна жили дружно и счастливо вдали от большого света. Многочисленные родственники графини благосклонно приняли Ивана Николаевича в свою семью. Их дети, рожденные вне брака, не могли получить фамилию отца и лишались дворянского звания.

При восшествии на престол, Павел I назло своей покойной матери, вернул дворянское достоинство детям, но фамилию им дал Ладомирские.

В усадьбе часто устраивали концерты, вечера, представления. Праздники обычно проходили по воскресеньям. Один из них современник описывает так: «Фейерверк очень хорош. Кончилось всё взятием крепости турецкой, построенной на берегу пруда со множеством полумесяцев. На пруду являлись два брандера греческих, кои начали кидать бомбы и ядра прямехонько в крепость и, наконец, оную зажгли и взорвали, а там и сами взлетели на воздух . Очень было хорошо. После сели мы в вист, а прочие начали танцевать и петь».

В начале XIX века у Екатерины Петровны отнялись ноги, но она всегда оставалась хлебосольной хозяйкой. Дом ее по-прежнему был гостеприимен, ум ее по-прежнему был светел, а беседа с ней доставляла большое удовольствие.Иван Николаевич Римский-Корсаков трогательно и нежно заботился о больной. Екатерина Петровна была тронута таким вниманием.В 1814 году она приобрела имение Космодемьянское и завещала его Ивану Николаевичу.

Иван Николаевич был приятным собеседником до глубокой старости. В гостях у И. Н. Римского-Корсакова бывал Александр Сергеевич Пушкин, беседовал о временах Екатерины Великой. Воспоминания генерал-майора Пушкин А.С. включил в последнюю главу «Капитанской дочки». Бывал в гостях у И. Н. Римского-Корсакова и А.С.Грибоедов.Литературоведы утверждают, что образ Фамусова писатель взял с Римского-Корсакова.

Обсуждение публикации на форуме
6 комментариев, последний 13 окт. 2020