Осень железных птиц

Letchik, 22 апреля 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Прежде чем читать дальше, я настоятельно советую прочесть это.
Для полноты последующих ощущений.

В конце прошлого года с моим приятелем Тимофеем решили съездить на Ходынское Поле.

Если посмотреть на картах Google, то мы видим аэродром, который еще вполне узнаваем. Две полосы,рулежки, комплекс сооружений, и даже самолеты, которые стоят, ориентированные вдоль одной из дорожек. Слева с низу видна коррозия, имя которой - Елена Батурина, и эта корозия начала пожирать взлетные полосы.

Я достаточно занятой человек, и несмотря на любовь к авиации уделяю ей все меньше времени. О Ходынке знал всегда, конечно, но ничего конкретного - был аэродром, который закрыли, и теперь там якобы стройка. Но, в сотый раз осматривая Гуглом Тушино, отклонился на юг и увидел самолеты. Изучил на максимальном увеличении и понял, что интересно. Решил съездить.


Свернув с Ленинградки, отметил, что Гугловские съемки не первой свежести,и они, увы, совсем не отражают дествительности.

Ходынки больше нет. Знаменитого аэродрома, где летал и погиб Чкалов, где взлетали многие легендарные машины, в том числе и первый раз. Это было великое место.

Оставив слева рынок Старт, стоянка которого кишела Кайенами и Икс-Пятыми, я остановился, чтобы осмотреться. Рядом, прямо перед фасадом большого грязно-белого корпуса рокотал вертолет МЧС, прилетевший спасать какого-то таджика, видимо, раненого на стройке. Отметив про себя, что взлетающий вертолет - хороший знак, и может не все еще потеряно, я двинулся дальше, пока впреди не замаячили вертолетные лопасти и кили самолетов. Понимая, что все это находится явно не там и не в том порядке, что на снимке из космоса, я припарковался и вышел из машины. Подъехал приятель с сыном.

И мы отправлились искать вход на огороженную территорию, где стояло то, что осталось от одного из величайших аэродромов в стране.

Впрочем, я сказал огороженая территория? Нет, не так.
Это крошечный кусок бетонки, наверное, не более 250-300 метров в длинну и 50, а местами до 25-30 метров в ширину где сгруженые самолеты стоят, на последнем клочке того еще аэродромного бетона, не обнесенные, нет - обмотанные рабицей. Рваные, ощерившиеся, крыло к крылу. Последняя пядь, отступать больше некуда. Теперь - насмерть.

Мы подошли к воротам.

PC020859



Какого черта?! Мы в Росии, пока еще.
"Старший кто?"
Не смотря на то, что никакой старший мой вопль услышать не мог, откуда то на скрипучем велосипеде, видимо, не менее ценном для политехнического музея, чем самолеты, приехал сторож.

"Здраствуйте!"
"Хотим самолеты посмотреть. Преследование по УК РФ сколько стоит отменить на пару часов?"
"Сотню"
"Двести держи"
"Спасибо, это... нам так, шоб, это... с мужикам поесть и пузрь еще.."

Интересно, сколько ему платят здесь? Судя по вагочику без колес, который поставлен прямо на кирпичи и синему биотуалету, он тут живет, есть, стирает... Или не стирает?

"Держи еще сто, мужик"
"Спасибо..."
"Только я с вами пойду, а то начальство приедет..."
"Тут начальство есть?"
"А как же...это... Авиапарк.. тут же это - музей типа"
"Так значит музей..."

Твою мать... Музей...

Мы проходим вовнутрь. Сын моего друга, пятилетний Ванька, с восторженным воплем оказывается далеко впереди.

PC020748


МИ-6, без люка, на спущеных колесах прикрыват левой плоскостью младшего брата - МИ-1. Первый вертолет ОКБ Миля. В правом углу снимка виден валун. С другой стороны на нем медная табличка "Посвящается всем летчикам, погибшим на Ходынском Аэродроме, 1910-1993 г.г."

Чтобы это прочесть, приходится выгибать шею - валун валяется вверх ногами. Просто похоже, что когда на этот клочек земли со всего поля сгребали все, что имело отношение к отечествнной авиации, его просто бросили тут вместе со всем прочим. А то, что вверх ногами - внимания никто не обратил.

PC020752


Вот он, Ми-1. Смешной, курносый малявка. Один дворник чего стоит на стекле, видите?))) Говорят их только 2 осталось - один в Монино, один.... один вот этот...

48 год, первый советский вертолет... Максимльная скорость - 175 км/ч.
Я, вобще, не уверен насчет Монино. Я его там не видел. Если его там нет, то вот он, последний МИ-1. Кстати, знаете где он испытывался?
Правильно, в Захарково.

Правее от него - МИ-6. Легенданый транспортный вертолет, осваивавший Север, высаживавший десанты на учениях, тушивший Чернобыль...Это классичесая машина. Давно уже не летают.

PC020754


К вырванной двери придвинута лестница, и, хотя она низковата, если очень интересно, то можно оказаться внутри. В 27 лет некоторым это так же интересно, как в 5.

PC020765


Но только в 5 лет не понимаешь сути вот этого...Хорошо, что снимок не вышел.

PC020768


Кабина. Некоторые приборы есть, и фосфоресцирующие шкалы живы даже. Но только некоторые.

PC020764


Это люк, он открыт, и через него в кабину попадает снег и дождь. Давно уже. Многие годы.

Мы закрыли этот люк и вылезли из вертолета достаточно быстро. Неприятно как-то стало... В грузовом отсеке - свалка и неприятный запах. Кабина разорена. Нам стало стыдно, что мы не можем ему помочь ничем. Они же живые почти, знаете?

Как птицы.

Дальше так же стояли вертолеты. Ми-2, Ми-8. Ну эти и сейчас летают, первый - в аэроклубах, второй везде вообще.

И два Ми-24.

PC020772


Тот, что выглядывает из-за края снмка (нос торчит) - это Ми-24А. Редчайший экземпляр. Второй такой есть в музее Вооруженных Сил. И все.

PC020775


Это Ми-24Д. Он и по сей день - основа ударной винтокрылой авиации. Фонари кабин разбить не так просто - это боевой вертолет. Лобовые стекла держат крупнокалиберный пулемет. Поэтому у него целая кабина. Только поэтому.

PC020790


Ми-4. Их тоже не много. Последний вертолет в СССР с поршневым двигателем. Когдя я туда залез, то обнаружил, что педали работают! Жмешь - меняется угол атаки лопостей хвостового винта. Круто!

Вертолеты кончились, пошла площадка с БПЛА. З очень интересных образца в отличном состоянии. А чему там ломаться..

PC020809


самолет-снаряд КС-1 "Комета". Начало 50 годов. Оружие холодной войны.

PC020810


Беспилотный разведчик "Рейс". Такие кружили над Афганом. Кто об этом знает? Такие как этот мальчик - уже не узнают. Зато - бизнес-недвижимость (на заднем плане).

PC020861


Ил-14. Его передал Ходынке Джохар Дудаев. В свое время он числился в авиадивизии под его командованием. Такой же стоит у нас в Тушино. Очень заслуженный тип (самолет, в смысле)).


продолжение
Обсуждение публикации на форуме
50 комментариев, последний 24 янв. 2009