Место расположения павильона - горка между устьем оврага и долиной с родниками (до сих пор здесьсохранилось столообразное возвышение на поляне и подъездная аллея к нему по правому краю оврага, влево от асфальтовой дороги к родникам).
.
Вид Елизаветина из-за Химки, 1920-е - 1930-е гг.
Вид со стороны подъездной дороги
Карта 1952 г., на котором указано место сгоревшего павильона.
Построен Фёдором Ивановичем Глебовым в подарок жене Елизавете Петровне Стрешневой в знак любви, втайне от неё (см воспоминания их внучки Натальи Петровны Глебовой-Стрешневой в "Русском архиве"). Был выполнен в виде загородной виллы с мезонином, откуда открывался вид на дали в сторону Тушина и Москвы-реки, и соединявшимися с главным домом колоннадами двумя флигелями. Перед фасадом со стороны парка была установлена скульптура Амура, торжествующе держащего в поднятой руке стрелу (это фото открывало известную публикацию Н.Н.Врангеля в журнале "Старые годы" 1910 г., неоднократно переиздававшуюся в наше время).
Публикация Н.Н.Врангеля в "Старых годах" 1910 г.
Основания для датировки: в 1771 г. Елизавета Петровна вышла замуж, в 1775 г. во время празднеств по случаю победы над турками Екатерина 2-я посещала Москву и была в усадьбе, о чём свидетельствовала надпись в Елизаветине.
Использовался как "филиал" усадьбы, сдавался именитым людям своего времени (например, Карамзину)
С середины 19 века сдавался более "демократичному" кругу, например, известным купцам (Алексеевым и т.п.). Долгое время Е.Ф.Шаховская-Глебова-Стрешнева сдавала его купцу Каютову и его жене, модельеру императорского двора Н. Ламановой.
После революции использовался как детский санаторий. В начале 1920-х годов в результате бесхозяйственного использования утратил во многом внутреннее убранство, использовался под жилье. Тем не менее путеводители 1920-х годов неизменно отзывались о нём с восторгами, называя "трогательной архитектурно игрушкой", "жемчужиной Подмосковья". Официально сгорел от попадания немецкой авиабомбы, но по другим данным, от неосторожного обращения с огнём в новогоднюю ночь 1943 года. В МуАре сохранилась фотофиксация последствий - флигеля с обгоревшими колоннадами. соединявшими их с погибшим главным домом.
Позднее были разрушены и сами флигеля.
Тем не менее все фрагменты дороги к нему через парк сохранились. Один из них - грунтовая дорога между футбольным полем и верхушкой оврага ближе к стадиону "Алмаз".
Фото Н.Е.Лансере. 1910
Фото Н.Е.Лансере. 1910
Фото Н.Е.Лансере. 1910
1 комментарий, последний 22 нояб. 2020