Первый автобус.

Sontucio, 18 декабря 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Автобус – многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщения по определенному маршруту, так описывает значение этого слова толковый словарь русского языка Ушакова. Первая попытка организовать автобусный маршрут в Москве была предпринята в конце 1884 года американский предпринимателем Смитом. Смит предложил городским властям открыть по улицам Москвы движение 25 автобусов по 10 линиям. Но предложение Смита натолкнулось на несовершенство законов, изданных городской думой, они не предусматривали движение подобного рода экипажей по городским улицам. Попытка ввести движение автобусов в 1897-1898 годах в Москве уже была обеспечена необходимыми законами, но теперь предприниматели натолкнулись на сопротивление городской полиции, которая считала, что узкие московские улицы станут серьезным препятствием для движения на них больших автобусов. От частных лиц в городскую управу продолжали поступать предложения об открытии ряда автобусных линий, но управа отклоняла их, боясь создать конкуренцию трамваю. Наверное по этой причине первые автобусные линии в Москве были проложены от конечных остановок трамвая в дачные пригороды.

Ну а пока основным общественным транспортом остаются линейки – представлявшие собой многоместные экипажи без всяких удобств, зимой их заменяли на большие сани. Весной 1893 года открылось движение линеек от Дорогомиловской заставы до Филей, Мазилова и Кунцева, а летом 1900 года от Пресненской заставы до села Хорошева. Вот он первый общественный транспорт появившийся в нашем районе, во время дождя пассажиры вынуждены прикрываться от брызг и потоков воды кожаными занавесками.

Линейка в Серебряном бору, рисунок Григория Барковского, жителя района Щукино, 2007 год.


Первый автобус.



И вот 17 июля 1907 года графу Шереметьеву удается открыть первую автобусную линию между конечной остановкой трамвая в Марьиной Роще и Останкино. На линии работало два автобуса открытого типа. Расположенные вдоль стен лавки для сидения вмещали 8-12 человек. Эти автобусы работали только летом. Через год этот маршрут закрыли. 13 июля 1908 года было открыто движение небольших автобусов от Петровского парка по Петербургскому шоссе до Покровского-Глебова. В мае 1911 года автобусы стали курсировать от Пресненской заставы в Серебряный Бор с платой в утренние часы туда 30 копеек, а после обеда обратно 50 копеек. В праздничные дни плата повышалась еще на 20-25 копеек.

К началу Первой мировой войны автобусное движение стало достаточно обыденным явлением. Все маршруты обслуживались частными предпринимателями, так как государство в то время не считало необходимым брать на себя заботы о новом виде общественного транспорта. Война нанесла серьезный урон нарождающемуся автобусному сообщению. Эксплуатация автобусов из-за роста цен на топливо стала невыгодной, и трамвай вскоре остался единственным видом общественного транспорта, пережив две революции и гражданскую войну. К концу 1917 года работоспособных автобусов в Москве не осталось. Только после Гражданской войны и введения НЭПа появилась экономическая возможность для организации автобусного движения.

Первый «красный» автобус вышел на маршрут 18 апреля 1922 года. Хотя, наверное, называть его перемещения по городу «маршрутом» было бы неправильно: автобус просто ходил время от времени из точки «А» в точку «Б» по какому-то собственному расписанию.
Номера у автобуса тоже не было, и сесть на него можно было разве что случайно. Зато впечатляла стоимость проезда — четверть миллиона рублей! Правда, потом, когда в том же 22-м году произошел очередной обмен «старых» советских денег на «новые», фантастические 250 тысяч превратились в пять копеек...
К сожалению, история не донесла до нас наименования марки и модели этого раритета. Скорее всего, это мог быть автобус, построенный на заводе АМО.

Московское коммунальное хозяйство (МКХ) в июле 1923 года занялось вопросом организации автобусного движения, считая, что автобус сможет разгрузить наиболее перегруженные трамвайные магистрали. Расчеты показывали, что сооружение трамвайной линии обходится в 25 раз дороже, чем организация автобусного маршрута той же протяжённости. Рассматривались варианты покупки автобусов в Англии. Тем временем Автопромторг предоставил Моссовету опытную партию автобусов Ford на 12 мест, которые 24 мая 1924 года стали курсировать по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. В следующий выходной, 31 мая, на эту линию вышли 6, а 5 июня - 8 автобусов. В праздничные дни к ним прибавились еще один автобус Fiat на 16 мест, один "Бюссинг" на 23 места и 5 грузовиков на 30-40 мест, переделанных в автобусы. По этой линии в выходные дни автобусы за май и июнь 1924 года перевозили ежедневно по 3 тысячи человек. В утренние и вечерние часы они отправлялись от заставы каждые 10 минут. Проезд из конца в конец стоил 30 червонных копеек. Летом 1925 года открылось регулярное движение в Серебряный Бор. Первый большой автобусный гараж (1-й автобусный парк, в настоящее время переименован в 3-и автобусный парк) был построен в 1926-1928 годах на Бахметьевской улице, по проекту архитектора Константина Мельникова.

Автобус Leyland, курсировал по Хорошевскому шоссе от остановки пл. Свердлова - Хорошевский Серебряный бор под номером 4. Рисунок Григория Барковского, 2007 год.


Первый автобус.



Акварельный рисунок юного художника из города Химки Алексея Митрофанова, автобус марки Leyland спешит в Серебряный Бор, 2007 год.


Первый автобус.



Первые результаты опытной эксплуатации тщательно изучались МКХ. Их анализ подтвердил основные преимущества автобуса перед трамваем: не будучи жёстко привязанным к рельсам, автобус может легко объезжать возникшее на пути препятствие, тем самым снижая частоту и вероятность возникновения заторов в уличном движении, автобус не требует никаких работ и затрат по прокладке трассы движения, и все расходы по вводу в действие нового маршрута сводятся к развеске указателей остановок в выбранных для этого местах. Обе эти особенности позволяют гибко и оперативно менять трассы автобусных маршрутов при изменениях пассажиропотоков или необходимости капитального ремонта проезжей части на данном направлении. У автобуса есть ещё одно важное преимущество перед трамваями и троллейбусами: способность к обгону. Это позволяет одновременно пропускать по одной и той же магистрали как обычные рейсовые автобусы, так и автобусы-экспрессы с минимумом промежуточных остановок. Московский пример вдохновил руководство других городов на развитие автобусного сообщения.

В 2007 году московскому автобусу стукнуло 100 лет, или 85 первому «красному» автобусу – это смотря кому какая дата больше нравиться. Главное, что мы жители Хорошево-Мневники можем гордиться своим районом ставшим одним из пионеров автобусного сообщения в России.

Литература:

Начало автобусного сообщения.

Ретро автомобили и фото.

Московский автобус

История московского автобуса
Обсуждение публикации на форуме
13 комментариев, последний 02 нояб. 2009