Полет в космос Гагарина. Часть 2

Natalia, 04 апреля 2011 ( редакция: 22 октября 2019 )

Начало: Полет в космос Гагарина. Часть 1

11. Полет.

И вот наступил момент старта. На стартовой позиции не было человека, который не переживал происходящее. Волновались операторы у своих пультов, клал таблетки в рот Королев. И только один человек, казалось, не переживал происходящее, — Гагарин. Самый большой пульс был у него после посадки в кабину, и то, наверное, из-за физического напряжения. А потом, вплоть до момента запуска, он был на отметке 64. Все окружающие и сами медики удивлялись этому.


9 часов 7 минут.

Королев (взволнованно): Дается зажигание "Кедр".

Гагарин ("Кедр"): Вас понял - дается зажигание.

Королев: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем!

Гагарин (кричит): Поехали!..


Полет в космос Гагарина


Старт и выход на орбиту прошли нормально. При выведении корабля на орбиту космонавт поддерживал радиосвязь с Центром управления полёта¬ми (ЦУП), наблюдал за световой сигнализацией на приборной панели, контролировал отделение ступеней ракеты. Действие перегрузок и вибраций при взлёте Гагарин перенёс вполне удовлетворительно. Вскоре наступило состояние невесомости, но это не сказалось на его самочувствии. В полёте космонавт ел пищу, упакованную в тубы, и пил воду. Вся бортовая аппаратура в первом космическом рейсе человека работала в автоматическом режиме.

9 часов 22 минуты.

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.


9 часов 57 минут.

Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой.

В эти минуты на пункте управления звучит голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС « О первом в мире полете человека в космическое пространство». О полете Гагарина решили объявить лишь после того, как было получено подтверждение, что корабль вышел на орбиту и космонавт жив.

Самым красивым зрелищем в полете был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...

Невесомость, к которой Гагарин быстро привык, сыграла с ним злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал Гагарин отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но, неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и карандаш нырнул куда-то под сиденье. С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось космонавту передавать по радио, но связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой. Все, что видел и чувствовал Гагарину пришлось записывать на магнитофон, но пленка в магнитофоне перемоталась не до конца, и пришлось ее экономить. Корабль во время полета вращался вокруг продольной оси.


10 часов 25 минут.

Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.

Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров...

Согласно расчетам баллистиков, корабль Гагарина вышел на слишком высокую орбиту — 327 км в апогее (против 249 км и 247 км у беспилотных кораблей типа «Восток», запущенных ранее). На случай отказа тормозного двигателя была предусмотрена схема схода с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, при которой космический корабль должен был бы спуститься на Землю через 5 — 7 суток. На этот же срок рассчитывались и все запасы на борту. Однако, установив истинную орбиту «Востока», баллистики схватились за головы: корабль мог остаться в космосе на 15 — 20 суток!

К счастью, тормозная двигательная установка (ТДУ) не подвела.

Гагарин рассказывал: «Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля проходила у меня во "взоре" сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения.

Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно произойти через 10 — 12 секунд после выключения ТДУ. При включении ТДУ все огни на ПКРС (пульте контроля ракетных систем) погасли. По моим ощущениям, времени прошло гораздо больше, чем следовало, но разделения все не было...»


А произошло следующее.

После того, как ТДУ выдала тормозной импульс, приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком кабелей со спускаемым аппаратом, поволокся за ним. Он отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере. В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от Энгельса, где посадку никто не ожидал.

В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельсского аэродрома в юго-западном направлении (азимут 240 °) на высоте 8 км и удалении 33 км была зафиксирована цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту.

На высоте 7 км скорость аппарата была погашена достаточно, произошел отстрел крышки люка, и кос¬монавт катапультировался вместе с креслом, а на высоте 4 км раскрылся парашют. Перед самым приземлением Юрий Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 1500 м. Дело в том, что спускаемый аппарат космических кораблей типа «Восток» не были снабжены двигателями мягкой посадки; кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка — в результате и была предложена схема, при которой космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата.

10 часов 55 минут. Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза "Ленинский путь", юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка, а около 11:00 примерно в 2 км от СА, дальше от Волги, приземлился Гагарин (точное время посадки не зафиксировано).


Только цифры:

4730 кг весил корабль "Восток", на котором был совершен первый полет в космос.

2,43 м - максимальный диаметр корабля "Восток".

4,4 м - длина корабля "Восток".

108 минут длился полет Юрия Гагарина.

28260 км/ч - скорость, с которой летел корабль "Восток".

40868,6 км - протяженность полета первого космонавта.

327 км - максимальная высота полета.


И вот уже звучит сообщение о приземлении майора Гагарина, взлетавшего старшим лейтенантом. Как потом шутили: «капитана – за взлет, майора – за посадку!». Когда по стартовой площадке разнесся «железный» голос Левитана, сообщивший о результатах полета, все, поняв грандиозность свершившегося, бросились обнимать и поздравлять друг друга.


Полет в космос Гагарина


Когда «Восток» приземлился, возникло вдруг странное ощущение: мир изменился, нечего делать, некуда спешить, не за что волноваться. Еще полтора часа назад этот день, как и все предыдущие, был заполнен невероятным количеством забот и вопросов, волнением и беспокойством. За три года это состояние стало привычным и казалось вечным, и вдруг ничего этого нет.

Будний день только начался, ты вроде бы на работе, а делать нечего.