Начало: Полет в космос Гагарина. Часть 1
И вот наступил момент старта. На стартовой позиции не было человека, который не переживал происходящее. Волновались операторы у своих пультов, клал таблетки в рот Королев. И только один человек, казалось, не переживал происходящее, — Гагарин. Самый большой пульс был у него после посадки в кабину, и то, наверное, из-за физического напряжения. А потом, вплоть до момента запуска, он был на отметке 64. Все окружающие и сами медики удивлялись этому.
9 часов 7 минут.
Королев (взволнованно): Дается зажигание "Кедр".
Гагарин ("Кедр"): Вас понял - дается зажигание.
Королев: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем!
Гагарин (кричит): Поехали!..
Старт и выход на орбиту прошли нормально. При выведении корабля на орбиту космонавт поддерживал радиосвязь с Центром управления полёта¬ми (ЦУП), наблюдал за световой сигнализацией на приборной панели, контролировал отделение ступеней ракеты. Действие перегрузок и вибраций при взлёте Гагарин перенёс вполне удовлетворительно. Вскоре наступило состояние невесомости, но это не сказалось на его самочувствии. В полёте космонавт ел пищу, упакованную в тубы, и пил воду. Вся бортовая аппаратура в первом космическом рейсе человека работала в автоматическом режиме.
9 часов 22 минуты.
Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.
9 часов 57 минут.
Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
В эти минуты на пункте управления звучит голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС « О первом в мире полете человека в космическое пространство». О полете Гагарина решили объявить лишь после того, как было получено подтверждение, что корабль вышел на орбиту и космонавт жив.
Самым красивым зрелищем в полете был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...
Невесомость, к которой Гагарин быстро привык, сыграла с ним злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал Гагарин отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но, неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и карандаш нырнул куда-то под сиденье. С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось космонавту передавать по радио, но связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой. Все, что видел и чувствовал Гагарину пришлось записывать на магнитофон, но пленка в магнитофоне перемоталась не до конца, и пришлось ее экономить. Корабль во время полета вращался вокруг продольной оси.
10 часов 25 минут.
Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.
Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров...
Согласно расчетам баллистиков, корабль Гагарина вышел на слишком высокую орбиту — 327 км в апогее (против 249 км и 247 км у беспилотных кораблей типа «Восток», запущенных ранее). На случай отказа тормозного двигателя была предусмотрена схема схода с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, при которой космический корабль должен был бы спуститься на Землю через 5 — 7 суток. На этот же срок рассчитывались и все запасы на борту. Однако, установив истинную орбиту «Востока», баллистики схватились за головы: корабль мог остаться в космосе на 15 — 20 суток!
К счастью, тормозная двигательная установка (ТДУ) не подвела.
Гагарин рассказывал: «Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля проходила у меня во "взоре" сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения.
Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно произойти через 10 — 12 секунд после выключения ТДУ. При включении ТДУ все огни на ПКРС (пульте контроля ракетных систем) погасли. По моим ощущениям, времени прошло гораздо больше, чем следовало, но разделения все не было...»
После того, как ТДУ выдала тормозной импульс, приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком кабелей со спускаемым аппаратом, поволокся за ним. Он отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере. В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от Энгельса, где посадку никто не ожидал.
В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельсского аэродрома в юго-западном направлении (азимут 240 °) на высоте 8 км и удалении 33 км была зафиксирована цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту.
На высоте 7 км скорость аппарата была погашена достаточно, произошел отстрел крышки люка, и кос¬монавт катапультировался вместе с креслом, а на высоте 4 км раскрылся парашют. Перед самым приземлением Юрий Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 1500 м. Дело в том, что спускаемый аппарат космических кораблей типа «Восток» не были снабжены двигателями мягкой посадки; кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка — в результате и была предложена схема, при которой космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата.
10 часов 55 минут. Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза "Ленинский путь", юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка, а около 11:00 примерно в 2 км от СА, дальше от Волги, приземлился Гагарин (точное время посадки не зафиксировано).
4730 кг весил корабль "Восток", на котором был совершен первый полет в космос.
2,43 м - максимальный диаметр корабля "Восток".
4,4 м - длина корабля "Восток".
108 минут длился полет Юрия Гагарина.
28260 км/ч - скорость, с которой летел корабль "Восток".
40868,6 км - протяженность полета первого космонавта.
327 км - максимальная высота полета.
И вот уже звучит сообщение о приземлении майора Гагарина, взлетавшего старшим лейтенантом. Как потом шутили: «капитана – за взлет, майора – за посадку!». Когда по стартовой площадке разнесся «железный» голос Левитана, сообщивший о результатах полета, все, поняв грандиозность свершившегося, бросились обнимать и поздравлять друг друга.
Когда «Восток» приземлился, возникло вдруг странное ощущение: мир изменился, нечего делать, некуда спешить, не за что волноваться. Еще полтора часа назад этот день, как и все предыдущие, был заполнен невероятным количеством забот и вопросов, волнением и беспокойством. За три года это состояние стало привычным и казалось вечным, и вдруг ничего этого нет.
Будний день только начался, ты вроде бы на работе, а делать нечего.