«ТУШИНО 50х-60х» (фото Сергея и Бориса Черкасовых, часть 1)

ACh, 30 января 2017 ( редакция: 27 июня 2020 )
Всё моё детство и большая часть жизни связаны с Тушино. Сюда осенью 1954 года приехала семья отца. Здесь на Циолковского, у моей прабабушки, с довоенного ещё времени жила моя мама. Отец по окончании МЭИ всю жизнь проработал на ТМЗ.

Как и дед, он много снимал. Их семейные архивы перешли теперь ко мне. Я оцифровал их и убедился, что это может быть также интересно и другим - тем, кто жил в Тушино тогда (чтобы вспомнить) и, может быть, покажется любопытным тем, кто интересуется прошлым района, где он живёт сейчас (в основном, по Тушино – это фото 1957-1965гг).

Мне самому за 50, многое могут рассказать моя мама и тётушки..., но уже не дед и не отец... откладывать нельзя. Я хочу собрать всё и, приведя в порядок, выложить здесь. Было бы неправильным не поделиться. Итак, приступаю. Рассказ будет совсем не хронологическим а, по ходу перемещения. Время: 1955-1965. «Экскурсионный» маршрут: Волоколамка от тоннеля до Сходни; оттуда через ж.д. станцию и колхозный рынок к Циолковского и Свободе; потом по деривационному каналу к водохранилищу, вниз по шлюзам, и за канал - в парк Покровское-Глебово.


С.А.Черкасов и Б.С.Черкасов (авторы архива)

Сергей Александрович Черкасов (дед) и Борис Сергеевич Черкасов (отец) - авторы фотоархива (ок.1962г.)


ТОННЕЛЬ

Тушино, для меня лично, начинается с тоннеля под каналом. Это ворота его. Артерии Волоколамки и Свободы, артерии «железки» и канала Москвы сходятся тут, образуя интенсивный транспортный узел, на котором выросли заводы и жилые районы, порождённые ими. Теперешнее Тушино забывает своё происхождение, кончается существование последнего аэродрома, угасают, оказавшись внутри города, секретные по статусу номерные заводы-«ящики», ориентированные на авиацию, космонавтику, оборону. Система каналов, шлюзов, ГЭС - всё это теперь мало востребовано. Тушино постепенно превращается в рядовой «спальный» район, типовой отросток мегаполиса... и артерии эти возят туда-сюда жителей его и ближнего Подмосковья... чтобы постоять в многочасовых пробках.

Но 60-50 лет назад... за тоннелем начинался, фактически, закрытый город Тушино (закрытый для иностранцев, а тоннель был воротами «таможни», где-то я слышал, что был и шлагбаум). К секретности приучали со школы (детям говорили – если вас спросят, что выпускает завод, говорите – «пряжки для чемоданов или лампочки»... потом уже шутили на эту тему – «спички серят»). Сейчас эту «аккуратность» в беседах можно встретить только у старожилов...


Соединение Волоколамки и ул.Свободы. От насыпи канала им.Москвы (ок.1962г.)


Соединение Волоколамского шоссе с улицей Свободы. Вид с насыпи от шлюза канала имени Москвы. В районе ближнего трамвая виден мост через р.Химку. Правее, за кадром - тополиная аллея у горбатой плотинки, куда ходили гулять зимой, а особенно – летом, с детьми... там был небольшой прудик и выше - бревенчатый мост. В 30-е и 40-е справа по Свободе на месте жилого района был лагерь, где в бараках жили строившие канал «зэки» (как и в Иваньково по другую сторону канала), а слева по Свободе была другая «запретка» (где, видимо, жила охрана). Прямо впереди, над шоссе - мост Рижской железной дороги. За ним видны дома у Чкаловского аэроклуба и у станции «Тушино» (ок.1961г).

С речкой Химкой много чего в Тушино связано. Такая незаметная теперь, она - ключевой персонаж сюжета! Начать с того, что это её берега удерживают Химкинское водохранилище. Её вода, смешавшись с волжской - каналом им.Москвы несёт через шлюзы большие суда. А её остатки, вынырнув из-под плотины за Иваньково и проткнув трубой насыпи канала и железной дороги, сливаются за аэродромом с Москвой-рекой... если сливаются. А если нет...


Прочёл тут в «Хомяке» - когда немцы подошли к Москве, чтобы отрезать им пути продвижения в обход с севера по льду водохранилищ, была проведена беспрецедентная, гигантских масштабов операция. Экстренным сбросом воды был понижен на 1,5 метра уровень Иваньковского водохранилища, отчего лёд его был взломан. Мосты ниже – взорваны. А сброшенной водой, затоплены и стали непреодолимы значительные территории на северо-запад от Москвы. Часть этой воды, возможно, докатилась и сюда. Такого рода диверсия (но уже полномасштабная) в критический момент могла отрезать от Москвы и Тушино... не потребовалось.


Моя мама вспоминает, что около 1950 (1951?) года возникла течь в насыпи канала, и некоторое время Волоколамка была затоплена, а тоннель несколько дней закрыт... Это был не единственный случай. Тётушка говорит, что летом 1965-го, в результате сильных ливней (и, видимо, засорения труб под насыпью ж.д.) тоннель был подтоплен снова. Плавали машины. Она возвращалась с работы от Сокола, надо было забрать дочь из садика. Транспорт не работал, народ отправляли пешком через канал по мосткам шлюзов. А там - тоже ничего не ходит. Только утром вода спала... (От этих переходов через канал остались неиспользуемые теперь лестницы по насыпи с обеих сторон, которые даже в 60-х вызывали недоумение – кто ж туда полезет?!). Вообще, тогда не было специального пешеходного перехода поверх, а по тоннелю шёл только транспорт. Когда охранник у шлюза был хороший, то (если нет «шлюзования») пропускал. Не повезёт – приходилось в обход, через другой шлюз. Иной раз, говорит тётя Алла, створки уже начинали расходиться, а бежишь и прыгаешь, чтобы успеть. Она удивляется (как, впрочем, и я!) почему же теперь прежде охраняемые стратегические объекты такого уровня совершенно доступны... Такая война с «терроризмом»? Или защищают у нас только «секретные» объекты???


Волоколамка (ок.1962г.), вид на шлюзы канала им.Москвы.


Этот же узел, но с другой стороны. Всё шоссе – 2 полосы, и их вполне хватает. Лыжник, отстегнув лыжи, переходит её. От Свободы туда, за Волоколамку, к впадению Химки и на горку к Строгино - ходили зимой кататься. А до войны и позже земля между железкой и шоссе стихийно использовалась под картошку, мама ходила туда с Циолковского... Это там, где сейчас за забором догнивает бывший когда-то вполне бодрым стадион «Луч» (тоже очень и очень любопытный район!)


№6 из Тушино у тоннеля под каналом (ок.1961г.)

Трамвай №6 - тоже символ старого Тушино. Здесь, стало быть, два символа – Тоннель и Трамвай.


Он ходил с 1944(45) года от Сокола только до Восточного моста, где был круг. Потом – стал до Сходненской... теперь – до Братцево, но уже не от Сокола.... И всё-таки ходит. Значит, пока символ!


Покровское-Стрешнево, трамвай №6 в Тушино. (ок.1962)

На фото - с моей сестрой мама (ок.1962г.)


Волоколамское шоссе и трамвай для нас в детстве 60-х были самой простой связью с Москвой... Почему-то три автобуса - 102, 88 и 62 не так были удобны и просторны. А вот двухвагонный №6, с лакированными сиденьями из реек, с ручками на брезентовых ремнях, билетной лентой... гремящий по вложенным в булыжник рельсам, скрежещущий на поворотах и весело трезвонящий - был хорош. Я потом, с конца 60-х, ездил на нём в «художку» в Щукино, выходил на Стрешнево и шёл наискось через весь парк с папочкой под мышкой... Там помню преподавательницу Серафиму Сергеевну Сарычеву... В «художке» я год не доучился – перешёл (по её же рекомендации) в МСХШ. А старенький трамвай за 3 года успел полюбить - какой-то он был неказённый, рукодельный, музейный какой-то!

Парки Покровское-Стрешнево и Покровское-Глебово были одним из любимых мест отдыха и зимой и летом. На лыжную базу в усадебном парке ездили школы, вузы и ведомства со всей округи - из Тушино, Сокола и даже из центра Москвы. Позднее, в конце 70-х мы сдавали там физ-ру от Суриковского института. Там, в деревянном бараке выдавали неизменно, тяжёлые от дёгтя, видавшие виды ботинки, плоские как доски лыжи с номером на носке, стёршиеся в многолетней службе... и по раскатанной лыжне группы пенсионеров, детей и спортсменов отправлялись по аллеям старого соснового парка...

Обсуждение публикации на форуме
28 комментариев, последний 23 февр. 2020