Усадьба Братцево: вчера и сегодня.

Natalia, 06 апреля 2015 ( обновлено: 23 декабря 2018 )

Мы войдем на территорию усадьбы со стороны улицы Соломеи Нерис. Саломе́я Не́рис (лит. Salomėja Nėris, настоящая фамилия — Бачинскайте), литовская поэтесса.

В 1940 году она вошла в состав полномочной делегации, которая ходатайствовала перед ВС СССР о приеме Литвы в состав Советского Союза. В 1941 году избрана депутатом ВС СССР.


Литературным именем поэтесса выбрала себе название литовской реки — Neris. Однако в 1940 году она получила письмо от своих учениц из женской гимназии в Паневежисе, в котором ее называли предателем родины и где, в частности, были слова: «Ты не смеешь больше называть себя именем святой для нас реки — Нерис».

После этого Саломея добавила диакритический знак над "e" и с тех пор ее литературное имя стало звучать довольно странно, ибо слово „nėris“ в литовском языке имеет значение «кузнец».

Усадьба Братцево: вчера и сегодня.


Усадьба Братцево была построена в конце XVIII - начале XIX веков предположительно по проекту архитектора Воронихина. Планировка Братцева разработана в соответствии с канонами русской господской усадьбы, парк же выполнен в английском стиле. Имя усадьбе дала речка Братовка, протекающая неподалеку.

Барская усадьба Братцево не раз выбиралась для съемок кинофильмов о дворянском быте и нравах XIX века. К тому же некоторые усадебные постройки сравнительно благополучно дожили до наших дней: усадебный дом с переделками, один из деревянных флигелей и беседка-ротонда.

Для определения внешнего вида пешеходных дорожек пришлось докопаться до исторического слоя. Оказалось, что почти двести лет назад они были сделаны из утрамбованного песка и посыпаны сверху битым красным кирпичом.

Дорожки из битого кирпича. В книге «Самые знаменитые усадьбы России» есть строки: «Использование необработанного камня в сочетании с обтесанными блоками известняка и кирпичом - визитная карточка и излюбленный прием архитектора – самоучки Н.А. Львова. Ему особенно удавалось вписывать свои сооружения в окружающий ландшафт, он, по его словам всегда стремился «соединить сельские красоты с городским великолепием».

По композиции и продуманности всех пропорций архитектура усадебного дома в Братцеве близка к работам великого итальянского зодчего Андреа Палладио. Львов был так увлечен его творчеством, что даже перевел на русский язык его сочинение.

Усадебные дома Львов выполнял без каких-либо украшений, полагая, что «украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане». Он возводил усадебный дом на холме среди парка, наполненного беседками и гротами. Внизу он проектировал каскад прудов с замысловатыми мостиками, фонтанами и купальнями. Это полностью совпадает с описанием усадьбы Братцево начала XIX века.


Львовым Николаем Александровичем (1751- 1803) созданы многочисленные усадьбы в пригороде Петербурга, на родине в Торжке, в Новоторжском уезде, подмосковные усадьбы Вороново и Введенское, а, возможно, и Братцево.


Не одна я делаю такое предположение. Lessya писала в 2006 году: «Кстати, вот что рассказал Михаил по поводу авторства усадьбы: "... в последнем выпуске "Памятников архитектуры Москвы" Братцево совершенно неожиданно атрибутируется не Воронихину, как это считалось раньше, а Львову!" Подобные сомнения насчет Воронихина я встретила в нескольких источниках, когда готовила фоторепортаж...»

Усадьба Братцево. Интерьеры.

Так что будем ждать подтверждения или опровержения.