В окружении трех церквей.

Sontucio, 23 марта 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Усадьба Троицы-Лыково известна по документам с XVI века, расположена на высоком берегу Москвы-реки напротив Серебряного Бора. Изначально здесь располагалась деревня Троицкая с деревней Черепково относящиеся к Сетуньскому стану, Московского уезда. При царе Василии Ивановиче Шуйском (1553-1612), за оборону Москвы от польско-литовских интервентов деревни были пожаловано князю Борису Михайдовичу Лыкову-Оболенскому.
Первый владелец деревни Троицкой - видная фигура своего времени, правнук Ивана Владимировича Оболенского, у которого было прозвище "Лыко". От него и пошла прибавка Лыков к фамилии Оболенский. Род князей Оболенских происходит от князей Черниговских, которые в XV - XVI веках входили в государев двор. От рода Оболенских пошли фамилии князей Долгоруких, Телепневых, Золотых, Серебряных.

Сам Б. М. Лыков-Оболенский появился на царской службе в 1596 году рындою при приеме Цесарского посла. Рында - это воин царской придворной охраны, и поскольку в рынды избирались стольники-дворяне, статные и красивой наружности, можно предполагать, что молодой Лыков был именно таким. Он удачно женился на Анастасии Никитичне Романовой, родом из обширной и могущественной семьи, в будущем царской династии.
Получив в вотчину деревни Черепково и Троицкая, князь Б. М. Лыков-Оболенский ставит в деревне Черепково деревянную церковь во имя Живо-начальной Троицы и называет деревню Новым Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черепковой переносит в старое село Троицкое и называет деревню "Новая Черепковая", так что, менять названия населенных пунктов - это выдумка не нашего века.
Борис Михайлович Лыков-Оболенский причастен ко многим роковым событиям, происходившим на Руси в конце XVI - начале XVII века. Тут и драматический финал династии Рюриковичей, и бурное противоречивое правление Бориса Годунова, и трагическое смутное время-лихолетье, и возведение на престол Романовых.

При Борисе Годунове Лыков попадает в опалу, но и сам он не жалует Годунова, сомневается в его праве на престол, а поэтому при появлении самозванца переходит на сторону Лжедмитрия I. И когда самозванец воссел на московском престоле, Лыков получил важную должность, а вскоре, в 1606 году, и сан боярина. После свержения власти самозванца он исправно служил царю Василию Шуйскому и был одним из представителей высшей знати.
Лыков был талантливым воеводой, выиграл ряд сражений с польско-литовскими интервентами. Он прославился победами над приспешниками Лжедмитрия II - "Тушинского вора". Им были нанесены поражения: силам мятежников Ивана Болотникова, князю Телятевскому, отрядам казацкой вольницы. По восшествии на престол своего племянника по жене Михаила Федоровича Романова он оборонял от поляков Можайск в 1617 году.
В мирное время в разные годы Б. М, Лыков-Оболенский управлял различными приказами: Разбойным, Монастырским, Ямским, Каменным. В 1620 - 1622 годах воеводствовал в Казани. Кроме того, он участвовал в переговорах с иноземными послами.

Прослужив более 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер 2 июня 1646 года. На девять лет пережила своего супруга Анастасия Никитична. Перед кончиною она поступила в монастырь и скончалась схимницей. У Лыковых было трое детей - сын и две дочери, но все они умерли во младенчестве между 1615 и 1624 годах. Хотя род Лыковых-Оболенских и сошел на нет, память о них сохранилась в названии теперь уже села Троицы-Лыково. Так как передавать усадьбу было некому, она перешла в собственность государства и находилось в дворцовом ведомстве 44 года.
Не смотря на то, что земли из дворцового приказа раздавались скупо и редко, но в 1690 году село Троицкое-Лыково получил боярин Мартемьян Кириллович Нарышкин, родственник молодого царя Петра I. Дворянский род Нарышкиных в старой допетровской Руси не отличался особенной древностью или знатностью и возвысился лишь в XVII веке. Таким образом, недавние средней руки служилые дворяне сразу становятся крупнейшими землевладельцами, да еще на особо ценных подмосковных землях. А 11 января 1698 года по Именному Указу село Троицкое-Лыково с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью, вдовою боярыней Анной Леонтьевной.

Обосновавшись в селе Троицком-Лыкове, в 1698 г. новые владельцы решают построить парадный каменный храм на месте старой деревянной церкви. Для этого деревянную церковь очень осторожно и бережно разбирают и переносят в глубину сада на новое место, где и освящают во имя Успения Пресвятой Богородицы. Здесь деревянная церковь простоит еще 238 лет и будет сожжена в 1936 году местными гопниками во главе с неким Шевалдышевым, возмущенными тем, что в церковь народу ходит куда больше нежели в клуб. Наказания подонки не понесли, впрочем не будем забегать далеко вперед, ко времени большевистского мракобесия мы еще вернемся. А на прежнем месте на высоком берегу Москвоы-реки подсыпается песчаный холм, чтобы новый храм стоял еще выше и был виден издалека. Земля освящается под строительство новой, еще невиданной москвичами чудной церкви во имя Живоначальной Троицы. Этот храм изначально планировался как летний, не отапливаемый, рассчитанный на проведение служб от весеннего праздника Святой Троицы до осеннего праздника Покрова. Строительство нового храма поручается крепостному мастеру – Якову Григорьевичу Бухвостову, всю жизнь работавшего на Нарышкиных и их родственников. Это был признанный зодчий, который создал целый ряд значительных архитектурных сооружений.
Существует легенда о том, что в день закладки новой церкви на торжество были приглашены племянник Льва Кирилловича – царь Петр I, и его мать Наталья Кирилловна. В знак уважения к дяде Петр I согласился заложить камень в основание будущего храма.

Храм Живоначальной Троицы в Троицы-Лыкове Всехсвятское Благочиние. Вид из Серебряного Бора 2003 год.


В окружении трех церквей.



Храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото 1.


В окружении трех церквей.



Храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото 2.


В окружении трех церквей.



Крыльцо Успенского храма.


В окружении трех церквей.


Обсуждение публикации на форуме
5 комментариев, последний 28 мая 2009