За три года до написания в 1869 году картины "Полдень. В окрестностях Москвы" И.И. Шишкин вместе со своим близким другом пейзажистом Л.Л. Каменевым провел все лето в старинной усадьбе Братцево, построенной, быть может, по проекту знаменитого А.Н. Воронихина. Расположенная на северо-западе от Москвы, усадьба удобно прижалась к речке Братовке, притоку Сходни, соседствуя с общеизвестным большим селом Тушиным.
Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. Этюд, 1866 г.
Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань
В тот сезон Иван Шишкин работал запоем, «с жаром», как он сам говорил. Каждый день художник писал по нескольку пленэрных штудий. Но самым проработанным и тщательно отделанным был эскиз «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». На его основе и будет написана картина "Полдень. В окрестностях Москвы".
Полдень. В окрестностях Москвы. 1869 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Как обычно, на картинах И.И. Шишкина изображен конкретно точный пейзаж. Полотно наполнено светом, воздухом, необъятным простором – тем, что так любил знаменитый пейзажист и так живописно умел воплощать. Художнику удалось вобрать в своей картине общепринятое представление о русском пейзаже: поле, пологое всхолмье, тихую речку, кривую, разбитую проселочную дорогу, бедные избы, сельскую церквушку с колокольней. Бесхитростная окрестность сельца Братцево стала благодатным местом для воплощения законченного образа русской природы и русской земли.
Между тем, пейзаж не характерен для творчества И.И. Шишкина. Большая часть его работ посвящена лесу. Небо не составляло предмет пристального внимания художника: в его пейзажах оно по большей части нейтрально. А здесь оно огромно, необозримо и занимает бо́льшую часть композиции. И написал его И.И. Шишкин прекрасно, наполнив серебристо-пепельными облаками, сквозь которые просвечивается солнечный свет, несущий, быть может, радость и надежду на благо. Именно небо, чистое и великое, стало в «Полдне» главным объектом изображения.
И еще одно, И.И. Шишкин, прирожденный пейзажист, никогда не писал ни людей, ни животных. У него природа самодостаточна и не нуждается в присутствии человека. А на этом полотне меж спелой ржи по размытой дождем дороге идут крестьяне с граблями. Над одной из избушек подымается дымок. Живые и явные приметы обжитой человеком природы. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и труда. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений. По моему мнению, это лучшее полотно Ивана Шишкина.
Картина стала первой, которую приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Она оказалась поворотной в судьбе 39-летнего художника: к нему пришли успех и общественное признание. Сам П.Третьяков впоследствии на каждой Передвижной выставке непременно покупал хотя бы один шишкинский пейзаж.
18 комментариев, последний 20 июл. 2012