Экипаж Головина на борту амфибии S-43 (Н-207)

история одной фотографии
Головин-ГСС-Химкинское вдхр

Подпись к фото: Экипаж ГСС П.Головина на борту амфибии S-43 (бортовой Н-207) из состава Управления Полярной авиации ГУСМП., 1938г, Химкинское водохранилище.

Какой-то не знакомый задний план. Где бы это могло быть?

Может быть, дамба?

Слушайте, друзья, судьба самолета-то какая интересная! Из одной фотографии - целый роман.

с сайта airwar.ru с сокращениями


До второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. В1935 г. по заказу авиакомпании "Пан Америкэн" Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.

Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 "Клиппер", то к S-43 приклеилось прозвище "Бэби клиппер" ("маленький клиппер" или "клиппер-младенец"), ставшее впоследствии официальным названием.

Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.

"Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым. Она посетила ряд заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43. Переводчики не требовались - почти все инженеры и рабочие у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась интересной и, по возвращении, делегация благожелательно описала ее в своем отчете.

В результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Был заключен договор между "Юнайтед эйркрафт" и "Амторгом", зарегистрированным в США как американская компания с советским капиталом, выполнявшая тогда функции торгпредства. Машины должны были оснащаться моторами "Пратт-Уитни" "Уосп" S3H1.

Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки "Дорнье" "Валь", спроектированные в Германии еще в конце первой мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами.

Хотя все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же "Бэби клиппер" прибыл в Ленинград весной 1937 г. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С. А. Леваневский и А. Н. Грацианский. Грацианский впоследствии писал: "Самолет привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. " В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня. Конечно, после МБР-2 он казался Грацианскому техническим чудом.

Из Крыма "Бэби клиппер" перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 ("Н" - код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск - Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.


Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.

Поскольку ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход "Охотск".

К летнему сезону 1938 г. "Бэби клиппер" вновь подготовили к полетам. Экипажи на "Клиппере" впоследствии менялись неоднократно. П. Г. Головин совершил на американской амфибии перелет Москва - Уэлен протяженностью 29000 км. Некоторое время машиной командовал М. Каминский.

Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации. Когда "Клиппер" списали, пока установить не удалось.


Вряд ли это дамба. Много народу, а там запретка. Справа какая-то компашка даже водку пьянствует. Я склоняюсь к тому, что это вид в сторону Ленинградского шоссе. Я помню что именно с этой стороны амфибии начинали взлет. Ну то есть район дамбы, но сама дамба находится за спиной фотографа.

assaur, цитата:
Много народу, а там запретка.

Раньше этого запрета не было. Автомобильное движение было по дамбе без ограничений. Сам разок в 70-е с другом пиво пил там, а потом как культурный, в авоське нес пустую тару до дому)))

Starozhil, цитата:
Может быть, дамба?

На фото, на заднем плане заметно здание, этажа в три-четыре, несколько подъездов. По видимому оно там даже не одно, а несколько в рядок стоят.

Если взять фото 37 года, даже плохого масштаба и качества:


То видимые здания не похожи, а других там в ракурс не попадает.

Обратите внимание на красные точки на фото и на аэрофото. Здание расположено под углом к берегу. Берег достаточно высокий. Дорога вдоль берега есть (где дорога, там и столбы).

Головин-карта-фото

Может быть. Я никак только не пойму, как связаны эти точки на двух фото - и видно их не очень, и логика непонятна

dimarik, цитата:
видимые здания не похожи,

Я, может, заблуждаюсь, но с этого ракурса плотина как я помню, не видна?

Starozhil, цитата:
Я, может, заблуждаюсь, но с этого ракурса плотина как я помню, не видна?

На этом ракурсе видно что левый угол не имеет никакой застройки, плотина вероятно и не попадает в кадр, но если бы были здания, которые явно видны на фото, то мы бы их видели, хотя бы какие-то фрагменты.

view

Мы пытаемся найти местность на берегу Химкинского водохранилища по снимку 1938 года. Условия всего три:

1. Берег довольно высокий. 2. Вблизи воды находятся постройки. Как минимум одна из них не менее двух этажей. 3. Местность обжитая (исходя из количества людей на заднем плане).

Какой участок берега отвечает этим условиям? Я предлагаю обратить внимание на участок под старым названием дер. Покровская. По аэрофото видно что это развитый район, подобного которому в 1938 году на водохранилище больше не было.

Хорошо бы еще знать откуда снята амфибия -- с берега или с катера.

Сейчас это район жилкомплекса "Лебедь" (на фото за спиной у барышни).

Микрорайон Лебедь


assaur, цитата:
Хорошо бы еще знать откуда снята амфибия -- с берега или с катера.

Моё мнение что снято с лодки, нос который мы и видим на фотографии: 38 год, телевики и ультразумы даже если и были, то это скорее диковинка, и снимали примерно в диапазоне 28-35 мм, что как раз соответствует съёмки от борта лодки.

Ну конечно! Как я сам не заметил...

Господа, я ничего не понимаю в авиации, и ничего не могу объяснить. Но есть догадка.

00011

Пришлось повторить текст, плохо видно.

Рискну предположить, что снимок сделан на деривационном канале, смотри план. Скорее всего бетонного дебаркадера через канал у шлюзов, для швартовки, еще нет. Вероятно, это середина лета, так как листва на деревьях у площади Восточного моста густая. Силуэты на площади напоминают авто тех лет. Вдоль улицы Молотова росли чахлые липы, поэтому их из-за насыпи вдоль берега канала ещё не видно. Земля на насыпи скорее всего не успела слежаться, поэтому берег достаточно высок. Учитывая низкую точку съёмки, кажется вполне естественным, что у пятиэтажных домов видны только два верхних этажа. Если присмотреться, то при определенной доле фантазии, можно объяснить световые пятна наличием балконов. Смотри по стрелке.

Прикольно!


00012

Отсюда можно предположить, что фотограф стоял на берегу, на высоте чуть более 2-х метров.

Вечерка-2-светлая

Съемка велась явно не на деривационном канале. Конкретное место съемки установить невозможно. Похоже это изображение -- фотомонтаж. Третий справа (Писарев) не может одновременно находиться в группе людей на переднем плане и лазить по самолету (в центре, полусогнутый).

Вечерка-1

Отличная фотография! Снимок действительно фотомонтаж, но не вижу противоречий!

0014

Перед входом в шлюз№1 стоял светофор, высотой метров 10.

00014

Обратите внимание на цифры. 1 и 2 это угловые окна первого этажа продовольственного магазина, через которые загружались продукты. Под цифрой 3 -дверь обитая жестью, под ней люк полуподвала, туда по металлическому пандусу из машин подавались товары. Потом этот люк закрыли и товары принимали во дворе. Знаю, сам разгружал! Сток канализации или слив выходил в канал, отчего в этом месте была намоина и жутко воняло. Эти места знаю с детства!

Не думаю, что в споре рождается истина, но всё-таки...

Не мог этот самолет попасть к Восточному мосту. "Бетонный дебаркадер", если вы имеете ввиду "Бычки" не мог строиться после заполнения водохранилища. Все это строилось по-сухому.

И труба эта не котельная у стадиона, а труба Никольского кирпичного завода на той стороне водохранилища.

У меня еще вопрос - а где же бараки? ведь они почти на берегу маленького канала стояли? (У нас каналы назывались большой и маленький, слово "деривационный" услышал то ли старшим школьником, то ли студентом).

и еще, просветите, что за изящный софт позволяет так лихо объединять графику, карты, фото. Я тоже так хочу!

Ну так это фотошоп?

А прощения просить не за что - квесты про Тушино для меня всегда интересны. Продложайте в том же духе.

А жаль.

Так и вижу статью в тушинской газете:

Отважный экипаж Головина после возвращения в Москву поздравляли на банкете, организованном в кафе "Утопленник". Далее праздник был продолжен на площадке детского садика около гастронома "Областной" на Советской улице.


Надеюсь, никого не обидел)))

Небольшая деталь о Головине.

Головин в Тушино

Она стояла на восточном мосту уже около часа. Еще вчера, в девять вечера, когда Паша позвонил из Архангельска, у неё защемило сердце. Нежели я его увижу? Прославленный летчик, Герой Советского Союза и я двадцатилетняя девчонка. Разве мы ровня? Как можно такую полюбить? Павел кричал в телефонную трубку о том, что любит, скучает, ждет не дождется нашей встречи! Когда она положила трубку, слезы счастья сами собой брызнули из огромных девичьих глаз.

Завтра, в Тушино, на восточном мосту!!! Она приехала часа за два, все ходила по берегу, недавно вырытого канала. Ходила и мечтала. Изредка, глядя на бетонный дебаркадер через канал, с ужасом думала, как такой большой самолет сможет приводниться на узком канале? Плохое гнала. Старалась только о хорошем.

Гул моторов услышала еще, когда над Химкинским водохранилищем показалась сначала полоска, а потом и силуэт приближающегося самолета. Это он! Сердце забилось так, что вот –вот готово было выпрыгнуть из молодой девичьей груди. Люди на мосту повернули головы. Самолет уже заходил на посадку. Было отчетливо видно, как шевелились элероны. Солнечные блики скользили по серебристому фюзеляжу. Ей казалось, что она даже видит лицо Павла, сосредоточенное, внимательное! Красиво описав плавную дугу, амфибия в фонтане брызг приводнилась, причем так ювелирно, что публика, стоявшая на мосту, зааплодировала.

Урча на малых оборотах, серебристая птица подкатила к правому берегу. Люк открылся и из него показался он – Павел Георгиевич Головин! Её Паша!!!

Потом были цветы, фотокорреспонденты, банкет в кафе «Утопленник» и целая жизнь Счастья!

Павел Георгиевич Головин погибнет вместе со своим экипажем на испытаниях нового самолета в районе сегодняшнего Бульвара Яна Райниса. Всего через два года. Ему шёл тридцать второй год.


И ещё. Спасибо за публикацию assaur. Благодаря Вам, я узнал об этих замечательных людях!

Одно слово - браво!

А пролет "по-Чкаловски" под Восточным мостом, поскольку он в принципе не возможен - в разряд легенд.

НО ОН БЫЛ!

Крылья отломанные в Захарково за свой счет - тоже было!!!

Объяснитесь, пожалуйста. Теряю чувство реальности.


Я уже просил прощения )))). Меня, как и Вас, наверное, увлекла та литературная правда в малюсеньком рассказе Keen'а, которая бывает больше похожа на действительность, чем сама жизнь. Собственно, это и есть признак настоящей литературы, будь то проза или стихи.

Читая его воспоминания, я не думал, что у нас на Хомяке появится свой литератор, при этом не графоман.

А так - да, к сожалению. Эта веточка реальности не состоялась. Жаль Головина, жаль всех летчиков, брошенных через несколько лет в горнило страшной войны. Тем более спасибо Вам - из вашей публикации выросло нечто необычное и интересное!

Я ожидал прочитать байку про отломанные в Захарково крылья. Не случилось.

Keen, цитата:
А теперь несколько слов о "литераторе" и " литературе". Конечно, сказанное явно преувеличено и не обо мне. Просто жизнь за МКАДом немного другая.

Скромность украшает.

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись