Химкинское водохранилищеистория, фотографии | |
---|---|
Друзья, я кто подскажет со ссылками на источники, заслуживающие доверия: Химкинское водохранилище откуда начинается? От моста Окт.ж.д. или от автомоста Ленингадского ш-се? | |
Поскольку никто на мой вопрос ответа не дал, пришлось искать ответ самостоятельно. И это хорошо - неожиданно для себя я открыл интересные сведения. Если изучать старые карты и планы, то обнаруживаешь жуткий разнобой: на некоторых водохранилище начинается от автомоста, на некоторых от ж-д моста, и на некоторых совершенно не понятно откуда же оно начинается. Прояснение у меня наступило после прочтении книги "Канал Москва-Волга 1932-1937", изданной в 1940 г. Дело в том, что по терминологии водников КАНАЛ это очень емкое определение, обозначающее водную магистраль. А водохранилище это участок канала. Т.е. КАНАЛ понятие родовое, а ВОДОХРАНИЛИЩЕ - видовое, типа как рыба и селёдка. Если ориентироваться на одну из схем, опубликованную в книге 1940 г., то получается, что Химкинское водохранилище начинается от места где в канал впадает р. Химка | |
Ну и где она впадает? Я не вижу... И вообще схема уж больно грубая. Вокзал "придвинут " к дамбе, а ширина канала на уровне мостов соизмерима с наибольшей шириной водохранилища. Ну а канал к шлюзам - просто Бродвей какой-то. | |
Ну и где она впадает? В верхней части слева выше ж-д моста обозначена бухточка, там и находится первое устье р. Химка. И видимо на схеме даже не бухточка, а Лобановский пруд Понятно что схема грубая, поэтому она и схема, а не карта Но по ней понятно, что водохранилище начинается не за ж-д мостом, а перед ним | |
Спасибо, assaur Согласно л.28 водохранилище начинается ДО ж-д моста в 400 м от него Между прочим мосту осенью исполнится 85 лет, вот ведь строили в те времена - на века! | |
Речка Химка подходит к каналу через залив. Справа за красным навесом виднеется железнодорожный мост. Выход из залива в канал, где начинается Химкинское водохранилище. | |
Если быть точным, то согласно карте, выложенной assaur, водохранилище начинается не где Химка впадает в канал, а примерно 800 м ниже по течению - за 400 м до ж-д моста.напротив парка Л. Толстого | |
Спасибо за замечание. Рассмотрим ссылку на листе №28: "На 113 км. расположены заградительные ворота №73, за которыми на 114 км. начинается Химкинское водохранилище .На км. 114,4 расположен железнодорожный мост Октябрьской ж,д, ". 114,4- 144.0= 0,4 км.- между мостом и началом водохранилища. На карте есть отметка "114", которая находится, как вы и говорите, напротив пляжа парка Л. Толстого. Заградительные ворота №73 Заградительные ворота - устройства, позволяющие перекрыть участок канала в случае аварии, диверсии, а так же, если надо почистить дно. Во время прохода судов они, разумеется, открыты, и их не видно. Ориентирами служат только небольшие постройки по обеим берегам канала напротив друг друга, где находятся механизмы ворот. Заградительные ворота на деривационном канале. | |
Это ворота на канале им.Москвы рядом с началом деривационного канала | |
С Химкинским водохранилищем связана моя юность. С 1978 г я начал заниматься греблей на байдарках. Наша база (общество Юность ЦШВСМ) располагалась на территории Клуба юных моряков вблизи ст. м. Водный стадион. Там мы выходили на воду и сначала шли вдоль берега почти до начала пирсов Речного, затем пересекали водохранилище, и шли вдоль другого берега в обратном направлении до самой дамбы где ЦСК ВМФ. Там опять пересекали и шли назад вдоль другого берега от Лебедя мимо трибун, мимо базы Водник (там сейчас МЧС) и круг заканчивался. Уж не помню сколько кругов наматывали, но в итоге получалось 20-22 км за тренировку. Тренировки были 6 раз в неделю, выходной суббота. Когда был сильный ветер и волна мы заходили в деривационный канал и доходили до самого его конца. Но это было редко. Зимой были лыжные тренировки. Я тогда жил на ул. Дыбенко и недалеко от моего дома начинался Химкинский лес. Я переходил через дорогу, вставал на лыжи и бежал до залива где когда-то был деревянный мост. там выходил на лед, и дальше бежал к водохранилищу, пробегал под автомостом и дальше до самой базы. Там уже вместе с остальными пацанами бежал в лесопарк около ЦСК ВМФ, где делал в лесу несколько кругов, затем бежал обратно домой. За тренировку выходило примерно 20-22 км классикой, коньковым ходом тогда не бегали. Возвращался уже в в полной темноте - бежать в темноте трудно, лыжи постоянно мимо лыжни промахиваются. А еще если встречный ветер на водохранилище, то вообще жесть. Но бежишь, терпишь, а куда деваться? Иного варианта нет. Иногда зимой в воскресенье тренер нам устраивал длительную лыжную тренировку: бежали от базы до спортбазы Планерная и обратно. Говорил, что выходило около 30 км, мы верили, потому что обратно уже еле-еле ползли на остатках сил и на сахаре. который он нам скармливал. Вот ведь крепкие мы тогда были. Сейчас такой маршрут в принципе невозможен - по пути одни заборы-заборы-заборы. Кстати был я на нашей базе в прошлом году - ничего не изменилось, только старый барак сайдингом обшили. Даже двери в мастерскую и в раздевалку те же самые, уж сгнили внизу. И внутри все так же, те же штанги, та же шведская стенка, тот же турник под потолком, только стены другой краской покрасили. И наши старые лодки пылятся под навесом Словно в машине времени прокатился на 40 лет назад, аж жутко.. | |
Я до 1984 жил на ул. Зеленая, д.12 на Левобережной . Регулярно бегал летом в тогдашних перелесках за ж\д мост, там где на схеме выше "пристань Левобережная", а зимой - на лыжах по водохранилищу до самого его конца, до м.Войковская. Потом на работу до м.Белорусская. Вечером - обратно. Лыжи (марки "Тиса") брал на сезон в институте, в секции, там хорошее добро было. Мы много оттуда таскали, лодки, туристское барахло, списанное военное снаряжение, из парашютов кроили и шили палатки и пр. Летом там купался, в заливчике, когда пароходов на судовом ходе не было. Застройка от него вверх к ж\д мосту - бывшие дачи НКВД, там вроде бы Ягода жил и "работал". Там остались полуразрушенные интересные строения и фундаменты построек, а у моста за деревянным забором - жилой барак и действующий пост охраны(уже не НКВД). Дорога туда сохранилась через лес ( идет от нынешнего метро "Беломорская" под МКАД - до канала), на карте ее нет upd тут на нескольких фото 2015 руины тех "дач" на крутом берегу над каналом, в 300м от ж\д станции https://prohodimcy.livejournal.com/1650585.html | |
Дорога туда сохранилась через лес ( идет от нынешнего метро "Беломорская" под МКАД - до канала), на карте ее нет Дорога идет не от метро, а от проезда, соединяющего ул. Смольную с ул. Дыбенко. Она была специально проложена к этим дачам в 30-х гг. еще до постройки Химкинского водохранилища, т.к. вод-ще обрывало ранее ведущую к дачам дорогу, проложенную вдоль насыпи ж/д еще до революции от ст. Химки, вот эту
| |
Кудряшов. Фотография черно-белая. В Химкинском водохранилище. Катера, прибывшие с городов Советского Союза 1955 год. | |
Катера - то не простые. Бронекатера с танковыми башнями. Других не нашлось, или цель именно такая была? | |
Году примерно так в 1963 мы ходили на суденышке, которое хозяева именовали "бронекатер" из Химкинского водохранилища на Большую Волгу. Шлюзовались, было страшно. Шли в караване и при шлюзовании постоянно попадали рядом с баржей, которая на нас все время наваливалась и прижимала к бетонной стенке шлюза. Корпус бронекатера при этом трещал, капитан с матросом при этом тревожно переглядывались. Мы, глядя на них, тоже переглядывались. По месту стоянки бронекатера: он стоял рядом с маяком, там где была стоянка глиссеров. | |
Господа, у вас совсем нет зрительной памяти. Конечно, это Химкинское водохранилище. Присмотритесь на противоположном берегу отчётливо слева видны бетонные причалы Северного речного вокзала, "Ракета" или "Метеор", стоящий у берега, именно там они раньше и стояли, а чуть дальше швартовался "трамвайчик" из Захарково. Обратите внимание также на бетонные ступени, спускающиеся на пристань, и на парковую декоративную постриженную зелень. Справа, то что раньше было Химкинским пляжем. Что- то похожее на тела и шезлонги. Сзади виден длинный тент, был такой отчётливо помню. Если смотреть на сегодняшнюю карту, пляж начинался после 10- го причала. Застройка в 70- х по Ленинградке в этом районе только разворачивалась. Кораблик в центре похож на "Поручик Голицин" или "Князь Юрий Долгорукий", если не ошибаюсь, долгое время простоявший у пирса в ДОСААФе. Кадр сделан, скорей всего, рядом с пирса "Трудовых резервов", около эллингов. Судя по покрою брюк молодого человека, сарафану и мини у девушек это мода середины 70- х. Оку знаю хорошо, всю проплыл на байдарке до Мурома, нигде ничего похожего. В Горьком берег совсем другой. | |
1959 год. Можно сказать что за заливом еще ничего не застроено. Строительные краны предположительно в начале Героев-панфиловцев. | |
замечательный снимок! А что это за две вышки ( трубы), если смотреть чуть выше капитанского мостика проходящего теплохода? | |
А Вам не кажется, что теплоходик называется «Анна Ахматова»? Бегал такой по Х.водохранилищу. | |
Нет, "Анна Ахматова" это другой проект. На нашем снимке теплоход проекта 588. Их делали в ГДР с 1954 года по 1961. Наклепали 49 штук. Вот некоторые названия: Тарас Шевченко Сергей Кучкин Михаил Кутузов Денис Давыдов Генерал Н.Ф. Ватутин И.С. Тургенев Серго Орджоникидзе Иван Сусанин Михаил Лермонтов Инженер Пташников Добрыня Никитич Дмитрий Донской Карл Либкнехт Козьма Минин Дмитрий Пожарский Алеша Попович Название увеличенного фото. Как видите оно не читается. Можно при желании попробовать подобрать. | |
Keen: Кадр сделан, скорей всего, рядом с пирса "Трудовых резервов", около эллингов. А не может быть кадр с гидроспуска у старых Трудиков? Мне кажется или - Волга малость имеет уклон к воде? А в правом нижнем углу снимка волночки вроде заходят на бетон? | |
я тоже так сначала думал. Но посмотрел по карте: оттуда другой пейзаж противоположного берега. |