Мост Бачелиса

обсуждение публикации
Тушинский хомяк

Мост Бачелиса

При проектировании на участке между 7-м и 8-м шлюзами трасса канала пересекалась железной дорогой Калининского (ныне Рижского) направления, причем железнодорожное полотно оказывалось на одном уровне с дном канала. Необходимо было либо поднять дорогу над каналом, либо перенести ее на новое место. Осуществление первого варианта потребовало бы переустройства железнодорожной линии на большом участке, а станцию Тушино пришлось бы поднять на 10 метров.
Чисто техническое замечание.
Наталья и Георгий не надо бороться с тормознутостью сервера путем уменьшения размера картинок. То, что картинки отдаются с некоторой задержкой это не из-за их размера - это из-за наших настроек таких. В ближайшее время постараемся их изменить и даже большие картинки будут отдаваться быстренько.

"Большой" картинкой можно условно (опять же) считать файлы от мегабайта и выше.

А в данной статье первая картинка 44Кб. Это очень мало. При таком высоком уровне сжатие JPEG по сути убивает данные. Артефакты просто жуткие. :-(
Спасибо за подсказку. Фотографии переделала.
Sontucio
Мост Бачелиса
Всегда подозревал, что на этой мозаике Дейнеки "Лыжники" (станция Новокузнецкая) - наш тушинский мост.
Правда похож?
VlaDT, 28 января 2007, писал:

Всегда подозревал, что на этой мозаике Дейнеки "Лыжники" (станция Новокузнецкая) - наш тушинский мост.
Правда похож?


Конечно, это наш мост. Самолеты с Тушинского аэродрома над ним, тому подтверждение!
Нашла на сайте ТХ карту 1931 года и попыталась наложить ее на современную карту Тушина. Получилась довольно интересная картинка.

Мост Бачелиса


Sontucio
Да уж, пересечение Волоколамки, канала и железной дороги в одном месте - это конечно перебор. А ведь и трасса метро делает петлю и пересекает канал в нижнем бьефе 8-го шлюза, а по логике и для сокращения длины туннеля должна была пройти под тем же пересечением Волоколамки и канала. Тем более что законсервированная станция "Волоколамская" еще долго останется бесполезным вложением средств.
Интересно... Мне всегда казалось, что ж/д ветка делает такую странную петлю дважды пересекая Волоколамку специально для того чтобы пересечь канал ниже шлюза. А из этой схемы видно что и в первоначальном дореволюционном варианте эта петля с двойным пересечением старой Волоколамки имела место. Для чего? Единственное что приходит в голову - чтобы обогнуть стороной частные домовладения в Покровском-Стрешневе. Но почему нельзя было просто сместить и ж/д и автодорогу к югу не пересекая их друг с другом? Там же еще не было застройки.
Волоколамская дорога известна еще с XI века, когда купцы ходили на Волок Ламской – эта историческая дорога.

Московско-Виндавская железная дорога, открытая в 1901 году огибала землевладения княгини Шаховской – Глебовой - Стрешневой.

Канал же начали строить в 1932 году.
Т.е. по вашей версии к историческому расположению Волоколамской дороги и к покою княгини относились с таким благоговением, что решили что разумнее два лишних моста нагородить?
Однажды мы должны были проложить телефонную канализацию в трех метрах от кооперативной пятиэтажки по согласованному проекту. Так нам жильцы не разрешили копать. Пришлось проект переделывать и пересогласовывать.

То права жильцов в XXI веке, а то права княгини - в XIX веке. Частная собственность - неприкосновенна.
Ваши сомнения заставили меня вспомнить все, что я знаю по этому вопросу. Смею высказать такие предположения:

Предположение 1.
Каскады прудов в Покровском-Стрешневе были устроены на речке Чернавке, впадающей в реку Химку. Из верхних прудов вода перетекает в нижний пруд. На нем установлен что-то похожее на домик из железных прутьев. Около домика слышен звук, будто бы, вода утекает в трубу.

Предположение 2. При строительстве ж. дороги использовали рельеф местности. Речка Чернавка текла там, где сейчас проходит железная дорога. Она проходит как-будто в небольшой долине. И первоначально мост Волоколамской дороги был мостом через речку Чернавку.

Предположение 3. Речка Чернавка текла там, где ей удобно по грунтам. Поэтому она спускалась в плане южнее, а потом поворачивала на север и проходила под Волоколамской дорогой (Смотри схему). Дальше речка Чернавка впадала в Химку.

Предположение 4. В начале XX века обмелевшую речку Чернавку уложили в трубу. Над ней, или рядом проложили железную дорогу. Но пришлось поднимать мосты и сделать дополнительную насыпь. Волоколамская дорога была приподнята, она стала даже выше каменной стены усадьбы Покровское-Стрешнево.

Предположение 5. А дальше все правильно: «При проектировании на участке между 7-м и 8-м шлюзами трасса канала пересекалась железной дорогой Калининского направления, причем железнодорожное полотно оказывалось на одном уровне с дном канала».
Поэтому и дно канала оказывалось на одном уровне с дном Чернавки.

Сейчас речки Химка и Чернавка заложены под каналом.
Lodo4nik, 30 января 2008, писал:
Интересно... Мне всегда казалось, что ж/д ветка делает такую странную петлю дважды пересекая Волоколамку специально для того чтобы пересечь канал ниже шлюза. А из этой схемы видно что и в первоначальном дореволюционном варианте эта петля с двойным пересечением старой Волоколамки имела место. Для чего? Единственное что приходит в голову - чтобы обогнуть стороной частные домовладения в Покровском-Стрешневе. Но почему нельзя было просто сместить и ж/д и автодорогу к югу не пересекая их друг с другом? Там же еще не было застройки.


Эта петля на старой дороге связана с тем, что уклоны (подъемы /спуски) на ж/д полотне не могут превышать довольно сильные ограничения. Кажется, на второстепенных ветках - 7:1000 (7метров на 1 км), а на магистралях - так 4:1000 (правда, помню нееточно - давно это мне рассказывали). Вот почему дорога не идет вдоль Волоколамки - там довольно сильный подъем за счет долины Химки.
Sontucio
Natalia, 31 января 2008, писала:
Сейчас речки Химка и Чернавка заложены под каналом.


В теме "Керосиновый ручей" как то обсуждалось течение реки Чернушки (Чернавки) и Кирилл даже обобщил разные мнения на одной схеме. Моя версия современного течения реки показана красным, на сайт mosriver.narod.ru я ее в общем то и заслал, узнаю свой корявый потчерк :)

makiev, 23 декабря 2006, писал:
Извольте получить: вход в туннель водостока под шлюзом №8 у Волоколамки со стороны инфекционной больницы.
Примерно это место читается на столетних картах как устье Чернушки.

Керосиновый ручей


Керосиновый ручей



Я допускаю, что во время какого-то строительства
был пробит водораздел, и заключённая в трубу речка по новому руслу изливается в нижний бьеф 8 шлюза у "Алых Парусов".
Однако, оставшийся ниже по течению водосборный бассейн и питает тот ручеёк, что остался от чернушки и протекает под верхними воротами шл №8.

Керосиновый ручей



Поясняю: Красным-современное русло по версии
mosriver.narod.ru:
http://mosriver.narod.ru/mrm.htm
Оранжевые стрелки - направление уклона местности
Бирюзовый - современный вариант второй половины русла
(от "щукинской") по версии Sontucio
(совпадает с данными мосривер)
Синим - современное русло по моему мнению.
Кликните по картинке для более крупного масштаба.
Starozhil, 31 января 2008, писал:
Эта петля на старой дороге связана с тем, что уклоны (подъемы /спуски) на ж/д полотне не могут превышать довольно сильные ограничения. Кажется, на второстепенных ветках - 7:1000 (7метров на 1 км), а на магистралях - так 4:1000 (правда, помню нееточно - давно это мне рассказывали). Вот почему дорога не идет вдоль Волоколамки - там довольно сильный подъем за счет долины Химки.


Вы точно знаете что это и есть причина петли в Покровском-Стрешневе? Посмотрите как тогда строили: Николаевская дорога Мск-СПб прямая как струна. А она пересекает тысячи рек и оврагов. Цена вопроса - насыпать насыпь либо вырыть желоб. Для мелких рек вроде чернушки это просто простого: положить в русло отрезок трубы и насыпать сверху насыпь. Над несудоходной рекой полотно не нужно поднимать, его можно пустить вровень с уровнем весеннего паводка. А вот чтобы разойтись с автодорогой разница в уровнях жд и авто-полотна должна быть метров 6 (точо не знаю). А это уже как ни крути два больших моста.
Кстати, до 1937 г на пересечениях Волоколамки и Виндавской ж/д были мосты или переезды? Если переезды, то петлю легче объяснить.
Sontucio
Lodo4nik, 1 февраля 2008, писал:
Кстати, до 1937 г на пересечениях Волоколамки и Виндавской ж/д были мосты или переезды? Если переезды, то петлю легче объяснить.


Фрагмент карты Москва и окресности 1900 год. По поводу "мосты или переезды" судить не могу, нет там таких подробностей. Но может кто чего ценного на ней увидит?

Мост Бачелиса

Ilyha1-Lap
Кстати, насчет русла обозначенного синим. Как-то лазили в коллектор Химки, который под развязкой идет, там если идти вверх по течению спрва "впадает" еще один коллектор, в том месте где на схеме показано
Sontucio
Ilyha1-Lap, 1 февраля 2008, писал:
Кстати, насчет русла обозначенного синим. Как-то лазили в коллектор Химки, который под развязкой идет, там если идти вверх по течению спрва "впадает" еще один коллектор, в том месте где на схеме показано


По логике это и есть старое русло Чернушки, исторически они в этом месте и пересекались. Но сегодня коллектор Химки закрыт решеткой и замок висит, не попадешь.
Ilyha1-Lap
По логике это и есть старое русло Чернушки, исторически они в этом месте и пересекались. Но сегодня коллектор Химки закрыт решеткой и замок висит, не попадешь.]>

В коллектор Химки то можно было попасть, а вот коллектор чернушки (он справа) был решеткой заварен:

Вы согласны, что ж. дорогу проложили по руслу Чернушки? На карте она совпадает с трассой ж. дороги до 1932 года.

Мост Бачелиса



А потом, при строительстве ж. дороги два старых моста через речку приподняли?


Lodo4gik, 1 февраля 2008, писал:

Кстати, до 1937 г на пересечениях Волоколамки и Виндавской ж/д были мосты или переезды?


Как видите на карте 1931 года на Волоколамской дороге построены мосты.
Подведу итог по Чернушке. До 30х годов она текла по "Синему" (по моей схеме) руслу слева от ЖД.
Или, как сказали, жд проходила по её руслу - точнее будет сказать - по её долине.
Однако при строительстве канала жд пришлось сдвинуть левее (южнее). Вместе с жд сдвинули и речку, почти полностью загнав её в трубу, совместив с ливневой канализацией, и выпустив на свободу в конце Авиационной ул, возле нынешних Алых Парусов.
Однако, территория между жд и Волоколамским шоссе, должна была куда-то сливать дождевую воду. Поэтому оставшуюся часть Чернушки превратили в ливневой коллектор. Труба выходит на поверхность только возле шлюза №8. (См. мои снимки). Под шлюзом коллектор продолжается и впадает в Химку в "историческом" месте. Про этот выход, что сфотографировал Ilyha1-Lap, я и говорил в статье про Керосиновый ручей.
Однако, мне не очень-то поверили. :-)
Когда дождя нет, там ничего и не течёт.
Илье отдельное спасибо. Я бы уже на такие походы не сподобился. А 20 лет назад там полазил малость.

По поводу мостов через жд. Думаю, движение тогда не было столь интенсивным, и сперва были переезды. Затем мосты, которые сейчас - трамвайные. На старых картах видны загогулины шоссе для пересечения путей под прямым углом.
Современная "прямая" дорога была построена позже.
Вот только интересно, когда точно? Думаю, не раньше, чем после войны или позже, со второй очередью тоннеля.
И кстати, до постройки канала, современное Волоколамское шоссе от Тушино до Сокола "популярностью" не пользовалось, ибо историческое Воскресенское шоссее забирало от ст Тушино южнее, и проходило по теперешней ул Василевского-Бирюзова, напрямую выходя на Ходынку. Это видно хорошо на приведённой выше карте 1900г. и более ранних. Большевики изменили транспортную сеть до неузнаваемости.
Sontucio
Весна 2009 года, мост "Бачелиса", заметен некоторый косметичесуий ремонт, гнилые полы в трех имеющихся карманах заменены на стальные, насыпь подперди бордюрным камнем, теперь гравий не сыплется с моста и по нему можно пройти не рискуя навернуться и упасть с не маленькой высоты.

Мост Бачелиса


Мост Бачелиса


Мост Бачелиса


Мост Бачелиса


Мост Бачелиса

Ещё поменяли мачты тяговой электросети, раньше были бетонные столбы, а теперь металлические арки.
Sontucio
Да по всем железкам заметно, что ими занимаются. Все покрашено, вырублены кусты и деревья по насыпям, старые лестницы заменены на новые стальные.
А вот зачем деревья на насыпях рубят? По идее они корнями своими, как арматурой, насыпи только укрепляют.
Sontucio
По нормам в 30 метрах растительности быть не должно. Хотя я не железнодорожник всех тонкостей не знаю.
MalphaS
Sontucio, 27 апреля 2009, писал:
Весна 2009 года, мост "Бачелиса", заметен некоторый косметичесуий ремонт, гнилые полы в трех имеющихся карманах заменены на стальные, насыпь подперди бордюрным камнем, теперь гравий не сыплется с моста


Это еще осенью ремонтировали. Стальные полы на "балкончиках" появились еще прошлым летом. Единственное что напрягает, это железный пол слева от полотна если ехать со станции "Тушино" парапет там на уровне колена если оступиться можно и вниз полететь.
Граждане знатоки! Кто знает, что за стела на фоне звезды на ограждении моста?

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись