Sontucio, 25 апреля 2009 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Летом 2009 года исполняется 101 год с начала открытия движения на Московской Окружной железной дороге! По случаю этой даты решил я совершить пешее путешествие по этой московской железке. После детального изучения карты от идеи пройти 54 километра МОЖД в течение одних суток пришлось отказаться. Четыре охраняемых моста через Москва реку и необходимость идти по гравийной насыпи делали эту идею весьма утомительной. Ограничился участком от станции Братцево до станции Пресня, плюс прогулка по трем основные ответвления от МОЖД на этом участке. Итак в общей сложности около 12-15 километров.
Историю строительства МОЖД в кратце можно описать следующими этапами: идея построить дорогу способную объединить все имеющиеся на то время железки возникла в конце XIX – начале XX века. Это был период промышленного бума. Москва в это время превратилась в крупнейший железнодорожный узел России - здесь сходилось десять направлений. Однако далеко не все железнодорожные ветви были связаны между собой. Инженерным Советом МПС было рассмотрено 11 вариантов трассы Окружной дороги, длина которых колебалась от 40 до 62 верст. Лучшим оказался проект инженера П.И. Рашевского, имевшего более удачное расположение кольца и отличную перспективу его дальнейшего развития. Проект МОЖД был составлен с учетом опыта строительства окружных железных дорог Лондона, Парижа и Берлина.
И вот 7 ноября 1897 года особым совещании в присутствии Николая II было принято решение приступить к строительству. Работы начались в 1903 году, за счет государственной казны. А 19 июля 1908 года (по старому стилю) состоялось открытие МОЖД.
Дорога представляла собой замкнутое двухпутное железнодорожное кольцо протяженностью 54 км, охватывавшее территорию Москвы и ее пригородов. На главном кольце было построено 14 станций, 2 остановочных пункта и один телеграфный пост. Все станции Окружной дороги были IV класса, только Лихоборы имели III класс. Класс определялся по числу пассажиров и объему грузопотоков. К примеру станции в Москве, Петербурге и губернских городах относились к I и II классам, прочие к III и IV.
Архитектура кольца стала заметным явлением в облике города. Каждая станция МОЖД - это своеобразный архитектурный образ особенностей той местности, где она расположена. В целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. К сожалению исторических зданий на дороге сохранилось не много, по нерадивости руководства МЖД большая их часть не дожила до нашего времени. Только в 2000 году было принято решение реставрировать сохранившиеся объекты. Лично для меня самая большая утрата – это остановочный пункт Военное поле. Сведений о нем и фотографий в интернете практически ноль, электронные энциклопедии попросту забыли о его существовании, хотя 20 лет назад развалины строений остановочного пункта еще стояли и мне довелось их видеть. Кто бы знал, что скоро этих строений не будет и на из месте построят собачий питомник. В силу своей недальновидности я не сделал ни одной фотографии этого места.
За сто лет существования на МОЖД появилось много новых путепроводов соединивших разросшуюся и вышедшую за пределы дороги Москву. Все мосты через Моска реку были несколько раз перестроены, то по причине истекшего срока эксплуатации, то из за подьема уровня воды в реке после строительства канала имени Москвы и необходимости пропускать современные речные суда.
Начнем наше путешествие по Московской окружной железной дороге с территории бывшей железнодорожной станции Братцево, посмотрим что сохранилось на дороге из исторических построек, а так же на новые мосты появившиеся в советское и наше время соответственно.
28 комментариев, последний 05 янв. 2013