Sontucio, 17 июня 2009 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Из всех современных видов общественного транспорта Москвы самой богатой историей может похвастаться только трамвай. Началась она, эта история с потешного паровоза "Меркурий", катавшего по рельсам на несколько десятков сажен коляски с пассажирами на традиционных Новинских гуляньях, проходивщих в районе где нынче расположен Московский зоопарк. Было это аж в 1841 году.
А через несколько лет по случаю открытия в 1872 году Политехнической выставки приуроченной к 200-летию царя Петра-I, военное ведомство в срочном порядке построило железнодорожную ветку от Александровского, а ныне Белорусского вокзала до набережной Китай-Города. По ней для доставки участников и посетителей выставки пустили первую в Москве «Конку».В дальнейшем рельсы проложили на улицы Арбат и Мясницкую, опоясали старинные бульвары. Однако «Конке» становилось все труднее обслуживать растущий поток пассажиров.
Десять лет спустя - в 1882 году - на Ходынском поле в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка. Ее гостям предоставили на собственном опыте сравнить три варианта передвижений по рельсовым линиям: на конной тяге, с помощью паровоза и на электротяге. Поездки по 300-метровая линия немецкой фирмы "Сименс" пользовалась наибольшей популярностью: миниатюрный пассажирский вагон на электротяге перевозил за сутки до 800 пассажиров.
Через четыре года в Москве появился паровой трамвай бельгийских предпринимателей. Легкий паровоз с несколькими вагончиками,
курсировал от Бутырской заставы до Петровской земледельческой и лесной академии. Чуть позже такая же линия связала Калужскую заставу, ныне площадь Гагарина с Воробьевыми, а ныне Ленинскими горами. Однако городские власти не решились из-за пожароопасности использовать паровую тягу в гуще городских кварталов с их узенькими переулками и массой деревянных строений. Здесь по-прежнему властвовали извозчики. К концу девятнадцатого века некоторые российские города уже обзавелись собственным электрическим трамваем. В 1895 году Общество конных железных дорог предложило внедрить такое транспортное средство и в Москве, однако прошло еще три года, прежде чем приступили к делу.
7 апреля (25 марта по старому стилю) 1899 года возле специально построенного депо на Нижней Масловке состоялась торжественная церемония пуска столичного трамвая. Вагоны на электротяге курсировали от Бутырской заставы до нынешнего Старого Петровско-Разумовского проезда. Здания депо и силовой подстанции хорошо сохранились до сегодняшнего времени (Нижняя Масловка, 15), хотя давно уже не используются по прямому назначению.