Последняя владелица Покровского-Глебова. Главы 3,4

Natalia, 17 сентября 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )

Глава 3. Дачи

В начале XIX века рядом с усадьбой Покровское-Глебово возник поселок из 22 элитных дач, которые сдавались очень состоятельным москвичам. Популярность этих мест еще более возросла, когда на месте проселочной дороги проложили Волоколамский тракт. Новая хозяйка имения княгиня Е.Ф.Шаховская приняла меры, чтобы не только оградить усадьбу от излишнего беспокойства, но и извлечь определенную выгоду от многочисленных посетителей.
Территория дач охранялась. Все дороги, ведущие к имению, были перегорожены шлагбаумами, были выставлены сторожа.

Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 3,4



Регулярный парк с оранжереями и центральная часть пейзажного парка были доступны только для владельцев усадьбы и их приближенных гостей. Вот указания для охраняющих эту часть усадебного парка под №1: «Пускать гулять по особому распоряжению, без билетов. Не допускать езды ни верхом, ни в экипажах».


Участок №2, включавший речку Химку с окружавшими ее живописными холмами и часть парка за Иваньковской дорогой, прозванный Карлсбадом, был насыщен грибами, ягодами, рыбой. Здесь разрешалось гулять по билетам, ловить рыбу, кататься на лодках. Границы «Карлсбада» были выделены стриженой изгородью из ели.
Московский краевед С.М. Любецкий на излете XIX века писал: “...Прекрасное по своей гористой местности и удобству селение Иваньково; там летом во множестве обитают московские переселенцы”.
Были среди них и люди почитаемые. Ровно сто лет назад звал сюда больного Чехова Немирович-Данченко: “...Расспрашивал вчера Симова: каков климат в его Иванькове за Всехсвятским? Он говорит, что до него там жил Эрисман, и утверждал этот Эрисман, что там лучший климат из всех подмосковных местностей... Может быть, ты и работал бы продуктивнее при таких условиях?”.
В письме речь идет о Симове – известном художнике-декораторе МХАТа, выстроившем мастерскую на окраине деревни. А на даче, им “сочиненной” и стилизованной под... пароход, обитал прима того же театра Лужский, придумавший себе псевдоним, весьма похожий на фамилию, – Калужский. Многие театральные деятели из года в год снимали дачи у княгини Шаховской.
Наведывался в деревню фабрикант Прохоров, хозяин Трехгорной мануфактуры: в Иванькове у него был особняк.
В густой тени деревьев напротив деревни Иванькова раскинулся дачный поселок Елизаветино, а немного севернее, на месте зверинца расположился другой поселок - Гришино. Сейчас на месте дач можно найти фрагменты разрушенных фундаментов. А со времен зверинца Елизаветы Петровны сохранился единственный кедр с темно-зеленой кроной.

Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 3,4



Речка Химка, чье течение нынче сковали густая тина и ил, тогда была полноводна и чиста. Часть ее русла была расширена, и посередине располагался остров с беседкой посередине и мостиками через протоки. Княгиня Шаховская устроила у подножия дворца «Елизаветино» плотину с купальней, но она не стоила бы упоминания, если бы не плескались тут в разное время знаменитости, среди которых были замечены современниками Леонид Андреев, Горький, оба Толстых – Лев Николаевич и Алексей Николаевич.

Последняя владелица Покровского-Глебова.   Главы 3,4




Дружившие между собой семьи Соловьевых и Лопатиных в начале 1860-х гг. проводили летние каникулы в подмосковной местности Покровское-Стрешнево. В то время подмосковные дачи располагались вдоль дороги рядом с простыми деревенскими избами. Впоследствии В.С. Соловьев заезжал сюда к своим друзьям - они занимали дом, находившийся уже в другом месте, в глубине усадебного парка, так называемую Берсову дачу.

В 1856 году на дачу, которую снимало из года в год семейство врача придворного ведомства А. Е. Берса, часто наведывался молодой Лев Толстой. Здесь он впервые встретился с двенадцатилетней дочкой Берсов Сонечкой, которая через 6 лет знакомства стала его женой. Толстой останавливался в комнате для приезжих на первом этаже, а на втором помещались дети с няней и прислугой. По воспоминаниям второй дочери Берсов Татьяны из их окна открывался «веселый, живописный вид на пруд с островком и церковь с зелеными куполами». А вот как дачу вспоминает Соня Берс: «...Какие были тогда чудесные вечера и ночи. Как сейчас вижу я ту полянку, всю освещенную луной, и отражение луны в ближайшем пруду. «Какие сумасшедшие ночи», — часто говорил Лев Николаевич, сидя с нами на балконе или гуляя с нами вокруг дачи».

И, может быть, одну из таких ночей, что запомнилась на всю жизнь, описал Толстой в своем романе «Война и мир»?
«Соня, Соня! — послышался опять первый голос.— Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!..— Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало...— Нет, ты посмотри, что за луна!»
А, может быть, эти строки вписала Софья Андреевна, при многочисленном переписывании романа? Американская писательница и исследовательница творчества Л.Н.Толстого Кимберли Уайт утверждает, что Софья Андреевна, руководствуясь своим литературным вкусом и чутьем, описывала светские рауты, рассказывала о женских переживаниях, меняла судьбы и характеры героев романов Льва Николаевича.
А ведь Софья Андреевна Толстая и Евгения Федоровна Шаховская – были знакомы, и обе обладали сильным и волевым характером.

Дачником в Покровском-Стрешневе был знаменитый врач С. П. Боткин, перестроивший на свои деньги церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также многие предприниматели и богатые люди свободных профессий. В 1908 году дачи – особняки, меблированные, со всеми удобствами сдавались по цене от 100 до 2000 рублей за сезон.

Участок №3 включал Восточную часть парка от дороги в деревню Никольское до границы с землями села Всехсвятского и с Коптевскими выселками. Там также по билетам разрешалось собирать грибы и ходить по траве.

Спустя полвека Н. А. Косинов, участник Великой Отечественной войны, рассказывал, что «мальчишкой живя на Войковской, он прибегал в Покровское-Стрешнево, чтобы погулять по парку усадьбы Шаховской-Глебовой и искупаться в пруду. Тогда там жил совершенно ручной медведь, которого детвора кормила и с которым играла. Во дворце стояли великолепные мраморные атланты. А сама территория усадьбы была огорожена красивым резным забором».

Мы все время говорим о лесопарке вблизи господской усадьбы, но есть еще два парка на другой стороне Волоколамского шоссе, у института имени Курчатова и на улице Пехотной, которые носят названия: «Парк Покровское-Стрешнево». Эти парки находились во владениях княгини Шаховской. По южной границе имения Покровского с землями Хорошева протекала речка Чернушка. На западе его земли граничили с землями села Тушина, на севере с селом Никольским и деревней Захарково, а на востоке с селом Всехсвятским.


В начале 70-х годов прошлого века вдоль трамвайной линии по Авиационной улице в зелени сирени и жасмина под высокими соснами прятались деревянные двухэтажные дома с резными крылечками, остроконечными крышами и наружными лестницами на второй этаж. То были знаменитые дачи, обустроенные под коммунальное жилье. В одной из таких дач жила моя подруга. Летом по утрам мы с ней встречались на остановке «Улица Курчатова» и шли на работу в сторону «Сокола» сначала мимо дач, а потом тенистой аллеей старого парка «Покровское-Стрешнево».
Не верится, что это было так давно!
Обсуждение публикации на форуме
9 комментариев, последний 16 нояб. 2008