Спасти Спас

Lodo4nik, 01 сентября 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 ) http://www.mk.ru/blogs/idmk/2006/08/30/mk-daily/81793/

Старинное село закатывают в асфальт неприметной улицы


Мегаполисы наступают на глубинку ковшами экскаваторов, асфальтоукладчиками, высотками домов — города растут за счет пригородов. Да, людям где-то нужно жить, но везде люди стараются сохранить свою историю, хотя бы ее частицы. Везде, но не у нас... Некогда знаменитое старинное село Спас сейчас превращается в банальную улицу Староспасскую. А ведь когда-то здесь едва не “прописалась” столица Русского государства. Коренной житель Спаса Александр Матвеев — один из тех, кто бьется за малую родину и отстаивает ее исторический статус.

Москва не сразу строилась...


В устье реки Всходни в незапамятные времена Москва как торговый и промысловый узел намеревалась устроить первоначальное свое гнездо. Свидетелями такого положения здешней местности остаются земляные памятники: раскиданные по окрестностям многие группы курганов.

Устье Всходни впадает в Москву-реку под селом Тушинского вора (местом, которое избрал для своего лагеря Лжедмитрий II во время своего похода). Но, как предполагает историк Иван Забелин, в древнее время Всходней называлась не сама река, а местность, находящаяся выше по Москве-реке, перед которой на берегу стояла церковь Андрея Стратилата. (Летом 1890 г. эта церковь была разобрана, а материал поступил на постройку храма в селе Рождествено, расположенном на 4 км дальше по той же реке).

Здесь же на берегу Москвы-реки в XVI в. (а некоторые археологи настаивают на дате X—XI вв.) существовали церковь и монастырь Спас Преображения на Всходне. Этот монастырь находился более чем за версту от самой реки, ныне называемой Сходней. По всей вероятности, название монастыря связано с легендой о спасении московского князя Ивана Калиты воеводой Родионом Нестеровичем. Он сам или его сын, Иван Родионович Квашня (монах и воин — участник Куликовской битвы), стали основателями монастыря на пожалованной князем земле “в области круг Всходни на пятнадцати верстах”. Всходненская вотчина становится родовым владением Квашниных. В Смутное время Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были сожжены отрядами Лжедмитрия II, который в 1608—1609 гг. устроил здесь практически вторую столицу.

Монастырь был разрушен в результате оползней. Но сохранился пруд, выкопанный монахами. Еще в 1929 г. здесь били ключи, и пруд наполнялся водой.

“Значительная населенность всходных к Клязьме мест может указывать, что торговые и промысловые сношения нашей древности уже намечали здесь место для знатного торгового узла <...>, и мы не можем отказаться от предположения, что здесь закладывалось основание для древнейшей Москвы-города” (И.Забелин “История города Москвы”, 1905 г.). И сейчас Спас является одним из самых используемых транспортных узлов, о чем свидетельствует строительство здесь МКАД в 1962 г. и новой развязки, которую обещают открыть к декабрю этого года.

Сельская застройка внутри кольцевой автодороги была полностью уничтожена. Небольшая часть села сохранилась за пределами Москвы. В 1984 г. эта территория была включена в состав Москвы, а через год Спас переименовали в Староспасскую улицу. Местные власти предложили “ветеранам” старинного Спаса поменять свои дома на квартиры в отдаленном микрорайоне Солнцево. Но не все захотели покинуть Спас.

Сейчас в Спасе постоянно живут примерно 8 семей. Вот уже несколько лет местные жители вынуждены обходиться без водопровода — его отключили из-за непригодности.

Не последний из Спаса


Коренной житель Спаса Александр Николаевич Матвеев решительно отказался покидать родное село. Здесь он провел практически всю жизнь — учился и работал, встретил свою супругу и настоящих друзей.

Александр Николаевич родился в 1932 г. в усадьбе Братцево. Учился в спасской школе, закончил юридический факультет МГУ. 25 лет проработал следователем в различных отделениях ГУВД и даже в 1965 году в Георгиевском зале Кремля получил медаль как один из лучших следователей. Его настоящая фамилия Мытаркин, так как предки Александра Николаевича были мытарями — брали мыту (налог на проезд). Но в 1917 году все Мытаркины стали Матвеевыми.

Сейчас Александр Матвеев живет в Спасе со своей семьей: женой Анной Дмитриевной, сыновьями и внуками. Свою супругу он называет не иначе как Аннушка. Говорит, что благодаря ей бросил пить. Александр Николаевич занимается сельским хозяйством — выращивает салат, кустарники (барбарис, жасмин, айва, жимолость), цветы, клубнику. Матвеев, можно сказать, профессиональный агроном, его дипломная работа называлась “Компетенция исполкома райсовета по руководству сельским хозяйством”. У него три козы и примерно 50 кур. “Я продаю козье молоко; начал было продавать и саженцы, но не покупают. Даже бесплатно не хотят брать”, — сетует Александр Николаевич. Раньше он держал шестерых поросят, столько же коз и семерых козлят. Ему не привыкать — с 6-летнего возраста присматривал за скотом. Александр Николаевич обожает своих коз Дымку, Бровку и Чумку. Помимо коз сельский житель любит петь. У него чудный тенор: “В детстве я участвовал в школьной и университетской самодеятельности. Мама всю жизнь хотела, чтобы я пел в церкви и стал служителем культа”.

Александр Николаевич признается, что прожил интересную жизнь. И вся она прошла в Спасе. Для его семьи это единственное родное место. “Я бы очень хотел, чтобы Спас облагородили. Это же культурно-исторический памятник Москвы. Местные жители готовы помочь всем, чем смогут. Я лично обещаю посадить сто каштанов на территории Спаса. А еще у меня есть мечта — разводить карпов”.

Из этой школы вышли Жозефина и голубые ели


Значительную часть беседы с Александром Николаевичем Матвеевым занял его рассказ о местной спасской школе. До создания земской школы, размещающейся в одном из крестьянских домов Спаса, местные жители ездили учиться грамоте в деревню Тушино. А в 1886 году (одновременно с храмом и больницей) для спасовчан было построено специальное двухэтажное кирпичное здание школы, которое впоследствии дополнялось различными пристройками в связи с увеличением количества обучаемых. В 1986 году на 100-летие сюда приезжало около восьмисот выпускников. Простояла школа до самого своего сноса за ненужностью в 1997 году (теперь на ее месте зияет огромный пустырь), пропустив через себя 6 или 7 поколений спасовчан, тушинцев, рождественцев.

Чего только не видела эта школа! В 1924 году из ее роскошного сада вывезли несколько голубых елей для кремлевского мавзолея. Об этом мало кто знает.

Александр Николаевич весной 1941 года закончил первый класс, а с октября по февраль спасская школа приняла на себя обязанности военного госпиталя. В это время ребята помогали взрослым. Весной учебный процесс был восстановлен.

С увлечением рассказывает Матвеев и про одну из старейших учительниц этой школы — Жозефину Михайловну Кавторину. Уроженка соседнего поселка Ветлечебница (нынешний 1-й микрорайон Митина), она сначала сама закончила это учебное заведение, а потом проработала здесь 25 лет преподавателем ботаники и природоведения. Через “ботаничку” прошла примерно тысяча школьников, две сотни из которых находились под ее классным руководством. Именно она поддерживала многолетнюю традицию и ухаживала за школьным садом вместе со своими учениками.

В 1988 году, получив квартиру, Жозефина Михайловна переселилась в Солнцево. Но спустя некоторое время разочаровалась жизнью в загазованном городе, заскучала по спасскому саду и мечтала о восстановлении села. Когда учительница увидела развалины биологического кабинета, она только и смогла из себя выдавить: “Какой кошмар!”. Под конец своего посещения Жозефина Михайловна остановилась у осин и тихо произнесла: “Интересно, а что бы сказали обо всем этом деревья, если бы могли говорить? Укорили бы, наверное. Стыдно за то, что разорили село...”

Планы на будущее


Есть у Александра Николаевича и свои представления о будущем Спаса. А кому же, как не ему, коренному жителю села, знающему все исторические особенности местности, предлагать проекты реконструкции? Надежду на восстановление архитектурных памятников (ну или хотя бы на защиту от разрушения оставшихся) дало спасовчанам Постановление правительства Москвы №223 от 22 марта 1994 года “Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино”. По этому документу на территории охранной зоны запрещены работы, искажающие исторический природный ландшафт; проектирование и строительство подземных и надземных коммуникаций, запрещается строительство производственных объектов. На территории села Спас возможно строительство усадебных жилых домов на месте утраченных, с сохранением архитектурного облика зданий, характерного для русских сел и деревень в XIX — нач. XX вв.

Именно со строительства 10—15 таких домов и предлагает начать реконструкцию Александр Николаевич. Причем при возможности в одном из этих строений хотя бы частично восстановить усадьбу именитого рода Квашниных (говорят, где-то в Штатах сейчас проживает один из потомков Родиона Квашни — Самарин-Квашнин), где можно будет создать местный музей. Ведь эти места были затронуты довольно громкими событиями из истории нашей страны и жители имеют право на официально закрепленную память об этом.

В планах сельского жителя значится также возведение памятника погибшим в Великой Отечественной войне коренным жителям Спаса, Митина, Новотушина, Пенягина и других населенных пунктов — только из Спаса на фронте пали 79 человек, 23 из них пропали без вести. Памятник же, который есть в Митине, посвящен героям, выходцам из разных городов России, умерших от ран в госпитале рядом с деревней.

Еще спасовчане в течение уже 18 лет возмущаются фактом переименования села в улицу Староспасскую и очень просят восстановить прежнее название — Спас. Так, по их мнению, будет лучше передан исторический колорит местности. По секрету нам рассказали и еще одну вещь: оказывается, правильнее будет говорить улица БарышИха, а вовсе не БарЫшиха, так как в древности местное население здесь “зашибало барышИ, а не барЫши”.

Также в словах Александра Николаевича проскользнула идея о посадке каштановой рощи — для красоты. Сотню саженцев он готов предоставить сам, причем безвозмездно.

МК 30.08.2006
Анжелика САЛИК, Анна КУДИНОВА
Источник: http://www.mk.ru/blogs/idmk/2006/08/30/mk-daily/81793/

Владельцы «бетонных избушек» готовы к суду


Стоянка на Митинской улице может превратиться в детский сад, но автолюбители говорят, что на этом месте ничего нельзя строить.

Спасти Спас


Село Спас, лидеры инициативной группы за сохранение села Александр Матвеев и Наталья Мокринцева



Бывшие и нынешние жители села Спас выступают за сохранение села как археологического и исторического памятника. Их инициативу поддерживают и в Институте археологии Российской академии наук. Но в префектуре СЗАО не считают, что Спас представляет историческую ценность.

«Цель моя — сохранить родное село как историю для нашего поколения; раньше здесь была такая красота, а теперь — мерзость запустения и грядет большое строительство», — сказал Александр Матвеев, председатель инициативной группы жителей.

От их имени в конце января Матвеев обратился в префектуру СЗАО с просьбой застроить село домами стиля 19-го — начала 20-го веков и разрешить бывшим жителям Спаса заселиться в них и вести хозяйство. По мнению спасчан, это поможет сохранить самобытность села и вернуться им на землю своих предков.

Со строительством МКАД в 1962 году сельская застройка Спаса, оказавшаяся внутри кольцевой дороги, была уничтожена, лишь небольшая часть сохранилась за пределами Москвы. В 1984 году эта территория была включена в состав столицы. И через несколько лет почти все жители Спаса переселились в квартиры в Солнцево.

Александр Матвеев категорически отказался покидать село. Он и его сын Дмитрий — единственные, оставшиеся зарегистрированными в Спасе.

По словам Матвеевых, в селе сейчас постоянно проживают еще восемь человек, а остальные жители приезжают на лето: «Мы не просто приезжие люди, корни наши уходят в века, здесь жили наши деды и прадеды. Мы не можем бросить свою землю, сами ухаживаем за селом», — сказал Александр Матвеев.

«У каждого человека должна быть своя маленькая родина, и, если она сохранилась, зачем ее отнимать? — говорит Наталья Мокринцева, секретарь инициативной группы, — Хочется, чтобы наши архитекторы, градоначальники при архитектурном планировании учитывали первобытность таких исторических мест, чтобы сохранился этот сельский стиль».

Сергей Чернов, старший научный сотрудник института археологии Российской академии наук, поддерживает инициативу жителей Спаса. Он считает, что строительство домов старого стиля и ведение жителями хозяйства — будет уникальным примером воссоздания села и обеспечит сохранение его как исторического памятника. «Жителям нужно помочь, вдохновить префекта и увлечь заказчика этой идеей. Ведь село разрушат по неграмотности», — сказал он.

Но префектуру идея жителей Спаса не вдохновила. «В 1988-89 годах было произведено отселение жителей, и Спас жилой застройке не подлежит», — сказал Андрей Ливеров из префектуры СЗАО. По его словам, на части территории села планируется строительство многофункционального комплекса ООО «Золотой ключик», а на оставшемся месте будут размещены объекты спортивно-рекреационного характера. «Само село Спас не относится к историко-археологическим памятникам», — заключил Ливеров.

В институте археологии придерживаются другого мнения. «Село Спас — это уникальное место, здесь нужно строить музей с экспонированием», — говорит Сергей Чернов. Он рассказал, что Войницкий мыт, на котором располагается Спас, по исторической важности занимает второе место после Боровицкого холма, где стоит Кремль.

По словам Чернова, на территории села велись археологические исследования и были обнаружены предметы, указывающие на стоянку первобытных людей. В 11–12 веках здесь было центральное славянское поселение. А в начале 17-го века село Спас примыкало к владениям Лжедмитрия Второго, и сегодня это единственный незастроенный памятник Смутного времени.

Мой Район 09.02.2007
Наталия Беришвили
Источник: http://www.mr-msk.ru/story/07/2007/02/09/story_297.html

Спасите село Спас!

Люди добрые! Спасите СПАС! Дорогие мои москвичи, жители СЗАО, района Митино! Подставьте свои плечи жителям села Спас в нашей борьбе против произвола и непродуманных действий Префектуры СЗАО.


Прописанных жителей в селе Спас всего одна семья. Да и само село Спас уже не значится в границах Москвы: сделали из села улицу Староспасскую. На территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей.

Двенадцать лет назад в марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление «Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино». Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта.

Охраняемая зона «Всходня», названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник «Верхняя Москва-река». Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино.

В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне «Всходня» существенно уменьшился. Статья об истории Спаса Олега Викторовича Мосина — читаем все. Нужно знать, на какое преступление идут местные власти СЗАО, какую память уничтожают... Памятник археологии. Место, с которого практически начиналась Москва.

Местные власти СЗАО продали это святое место «Золотому ключику».
Аппетиты у «Золотого ключика» — можно позавидовать, как у монстра! Там, где всеми законами России и Москвы, запрещено КОПАТЬ и СТРОИТЬ, «Золотой ключик» намерен построить многофункциональный развлекательный комплекс с гостиницей и прочими сооружениями, приспособленными для наживы «хозяев жизни», которым ЗАКОН НЕ ПИСАН.

Всех неравнодушных патриотов России и Москвы приглашает в гости Общественный Совет жителей села СПАС и его Председатель Матвеев Александр Николаевич. Автобусная остановка СПАС недалеко от церкви Спаса Преображения на Волоколамском шоссе у платформы Трикотажная.

В процессе строительства транспортной развязки в районе Спаса на территории, объявленной памятником археологии, площадь более 0,15 га засыпана строительным мусором на высоту около одного метра.

Все бывшие жители Спаса держат оборону против беззакония, ради денег уничтожающего историю Тушина, Москвы, России.

Встаньте рядом с нами, помогите спасти Спас!

Председатель общественного Совета жителей села Спас,
Матвеев Александр Николаевич. Тел.: 8-(903)-145-12-76.

21.08.2007
Источник: http://voopik.ru/

По теме


* Olegus Спасём Спас

* Olegus Прощание со Спасом

* slvk Остатки деревни Спас

* Sontucio Археологические памятники и находки в СЗАО

* Lodo4nik Церковь Андрея Стратилата (158x - 1890)

Обсуждение публикации на форуме
36 комментариев, последний 08 нояб. 2009