Вокзал станции Покровское-Стрешнево

Андрей Потапенко, 22 октября 2020 ( редакция: 06 ноября 2020 ) https://www.facebook.com/groups/1176375152464297/permalink/2983672315067896/

11 сентября 1901 года была открыта основная часть Виндавской железной дороги, связывающей Москву с незамерзающим портом на Балтике Виндава (ныне Вентспилс, Латвия). Проектировал магистраль архитектор С.А.Бржозовский. Он же - автор зданий вокзалов на магистрали. Поэтому его бюст стоит у начала линии - Рижского вокзала.

Первоначально от Виндавского вокзала шли станции Зыково (ныне Гражданская), Подмосковная (Красный Балтиец), Покровское-Стрешнево. Таким образом, станция была здесь с самого начала существования магистрали. Сам же вокзальный комплекс был построен немного позже, в 1908 г., и состоял из здания собственно вокзала (сохранившееся здание с башенкой), примыкающего к нему деревянного пассажирского павильона (утраченного в конце 1980-х гг.) и телеграфного поста (основной объём также сохранился левее здания вокзала).


122120974_3366678933429137_8846133542256036650_o

Комплекс зданий станции Покровское-Стрешнево: вокзал с башенкой (по центру), пассажирский павильон (справа, утрачен) и телеграфный пост (крайний слева, частично сохранился)


122126597_3366678926762471_3571539937346185853_n

Вокзал Покровское-Стрешнево. Центральное здание и пассажирский павильон


122120677_3366679676762396_530411209834971496_o

Советское обрамление пассажирского павильона


Здания были выстроены в стиле "северного модерна" и при этом по манере перекликались как с башенками дворца в Покровском-Стрешневе, так и с маковкой церкви Покрова. особенно интересным был деревянный пассажирский павильон, щедро украшенный ажурной резьбой, который помнят многие местные жители.


122179699_3366679920095705_6089838862224058280_o

Вокзал с пассажирским павильоном с моста Волоколамского шоссе


Строительство вокзального комплекса было приурочено к увязке радиальных железнодорожных направлений с проложенным в середине 1900-х годов железнодорожным кольцом. на которое через станцию Покровское-Стрешнево была организована передаточная линия.

В 1945 пригородная часть линии (до Нахабино) электрифицирована. В1961 проложен второй главный путь (до Дедовска).

По всей видимости, в середине 1980-х годов, как и на других направлениях, платформа была удлинена на два вагона. Было выстроено новое здание с билетной кассой непосредственно на платформе и старое здание вокзала было заброшено. Предполагался его снос.

В результате борьбы за обветшавший деревянный павильон он, тем не менее, был утрачен к 1990-м годам. Площадка, где он стоял, заросла деревьями, неоднократно по неизвестным причинам поверх подсыпался грунт, но даже сейчас основание площадки, где стоял павильон и начиналась лестница на платформу, в нескольких местах проступает из-под грунта - как со стороны линии, так и со стороны нынешнего спуска к переходу через пути.


122134794_3366680673428963_6868383164077263_o

Обветшавший и полуразрушенный пассажирский павильон. Середина 1980-х


122120753_3366681150095582_6659296501152285579_o

Заброшенный вокзал с руинами пассажирского павильона. середина 1980-х


Уже в 2010-е годы обветшавший, растерявший значительную часть декора, вокзал был продан прежним пользователем - РЖД. С тех пор сменилось два пользователя, заброшенный вокзал стал пристанищем бомжей, загадивших интерьеры вокзала, неоднократно он горел, но только в 2018 году он был достаточно надёжно законсервирован. Впрочем, противоаварийными работами ни один из пользователей так и не занялся. На 20 октября с.г. было запланировано судебное заседание с предъявлением иска к пользователю. Будем следить за дальнейшими событиями.

Ещё одно здание - телеграфного поста - сохранилось левее вокзала. Но его обычно не видно за деревьями. Это по-прежнему владение РЖД, обнесенная бетонным забором территория. За годы советской власти и после неё здание телеграфного поста было превращено в подобие сарая, но до сих пор на фасаде частично уцелела декоративная плитка, заметны оконные проёмы и дверной проём с остатками крыльца, то есть уцелело обрамление и рисунок фасада.


122106342_3366689893428041_1612247449557017026_o

Вокзал в нынешнем виде. Слева виден краешек телеграфного поста


122438219_3366689170094780_2564755458623204088_o

Слева - остаток телеграфного поста, утрачено декоративное завершение фасада


122121176_3366734296756934_4557592131186072012_o

Остаток телеграфного поста вблизи.
Виден выступ, над которым был красивый фронтон, место дверей и крыльца, а также остатки декоративной плитки над окнами.


122123057_3366690256761338_2272464270375205576_o

Из-под грунта проступают плиты, на которых стоял пассажирский павильон


Оба здания в этом году подверглись нашествию вандалов, безбожно расписавших фасады, обращённые на ж.д. линию. Особенно прискорбно то, что сейчас мимо них проходит второй из московских диаметров, с довольно пассажиропотоком, и созерцать всё это безобразие могут все проезжающие.


Ссылки по теме:

Усадьба Покровское-Стрешнево (официальная страница facebook)

Павловский вокзал и вокзал Покровского-Стрешнева


Обсуждение публикации на форуме
16 комментариев, последний 16 сент. 2022