11 сентября 1901 года была открыта основная часть Виндавской железной дороги, связывающей Москву с незамерзающим портом на Балтике Виндава (ныне Вентспилс, Латвия). Проектировал магистраль архитектор С.А.Бржозовский. Он же - автор зданий вокзалов на магистрали. Поэтому его бюст стоит у начала линии - Рижского вокзала.
Первоначально от Виндавского вокзала шли станции Зыково (ныне Гражданская), Подмосковная (Красный Балтиец), Покровское-Стрешнево. Таким образом, станция была здесь с самого начала существования магистрали. Сам же вокзальный комплекс был построен немного позже, в 1908 г., и состоял из здания собственно вокзала (сохранившееся здание с башенкой), примыкающего к нему деревянного пассажирского павильона (утраченного в конце 1980-х гг.) и телеграфного поста (основной объём также сохранился левее здания вокзала).
Комплекс
зданий станции Покровское-Стрешнево: вокзал с башенкой (по центру),
пассажирский павильон (справа, утрачен) и телеграфный пост (крайний
слева, частично сохранился)
Вокзал Покровское-Стрешнево. Центральное здание и пассажирский павильон
Советское обрамление пассажирского павильона
Здания были выстроены в стиле "северного модерна" и при этом по манере перекликались как с башенками дворца в Покровском-Стрешневе, так и с маковкой церкви Покрова. особенно интересным был деревянный пассажирский павильон, щедро украшенный ажурной резьбой, который помнят многие местные жители.
Вокзал с пассажирским павильоном с моста Волоколамского шоссе
Строительство вокзального комплекса было приурочено к увязке радиальных железнодорожных направлений с проложенным в середине 1900-х годов железнодорожным кольцом. на которое через станцию Покровское-Стрешнево была организована передаточная линия.
В 1945 пригородная часть линии (до Нахабино) электрифицирована. В1961 проложен второй главный путь (до Дедовска).
В результате борьбы за обветшавший деревянный павильон он, тем не менее, был утрачен к 1990-м годам. Площадка, где он стоял, заросла деревьями, неоднократно по неизвестным причинам поверх подсыпался грунт, но даже сейчас основание площадки, где стоял павильон и начиналась лестница на платформу, в нескольких местах проступает из-под грунта - как со стороны линии, так и со стороны нынешнего спуска к переходу через пути.
Уже в 2010-е годы обветшавший, растерявший значительную часть декора, вокзал был продан прежним пользователем - РЖД. С тех пор сменилось два пользователя, заброшенный вокзал стал пристанищем бомжей, загадивших интерьеры вокзала, неоднократно он горел, но только в 2018 году он был достаточно надёжно законсервирован. Впрочем, противоаварийными работами ни один из пользователей так и не занялся. На 20 октября с.г. было запланировано судебное заседание с предъявлением иска к пользователю. Будем следить за дальнейшими событиями.
Ещё одно здание - телеграфного поста - сохранилось левее вокзала. Но его обычно не видно за деревьями. Это по-прежнему владение РЖД, обнесенная бетонным забором территория. За годы советской власти и после неё здание телеграфного поста было превращено в подобие сарая, но до сих пор на фасаде частично уцелела декоративная плитка, заметны оконные проёмы и дверной проём с остатками крыльца, то есть уцелело обрамление и рисунок фасада.
Вокзал в нынешнем виде. Слева виден краешек телеграфного поста
Слева - остаток телеграфного поста, утрачено декоративное завершение фасада
Оба здания в этом году подверглись нашествию вандалов, безбожно расписавших фасады, обращённые на ж.д. линию. Особенно прискорбно то, что сейчас мимо них проходит второй из московских диаметров, с довольно пассажиропотоком, и созерцать всё это безобразие могут все проезжающие.
Ссылки по теме:
Усадьба Покровское-Стрешнево (официальная страница facebook)
Павловский вокзал и вокзал Покровского-Стрешнева
16 комментариев, последний 16 сент. 2022