Дельтапланеристы в Сходненской чаше. Год 1977

история, фотографии

Дельтапланеристы в Сходненской чаше. Год 1977.

Вашему вниманию представлены кадры из передачи "Намедни-1977", в которой рассказывалось про увлечение делтапланеризмом. На изображениях - Сходненских ковш 29 лет тому назад.
SP
leksey пишет:
Поймал себя на мысли, что при просмотре фотографий в голове всплывает безумная песня Леонтьева, где рефреном в завывательном ключе звучит "Мой дельтоплАн!".

Видно у вас с Парфеновым в голове одинаково всплывает:

Petrovka_1977.mpg
Да уж. Творчество Леонтьева оставило неизгладимый след. Все никак не могу изгладить. :-)
А Парфенов такой же популист как я. Только хуже.
Сию картину мог и наблюдал в течение довольно длительного периода жизни, с 1986 года по 1996 год. Приходили энтузиазисты :) и летали, падали, ломались (иногда) особенно помниться запомнились мне молодые ребята с интересной символикой, в последствие выяснилось что ребята были студентами Московского Авиационного Института. Особенные были ребята, бесшабашные и веселые. Позднее с 1996 года по 2001 год яму захватили парапланеристы, связано по их словам это было с тем, что их погнал префект округа с крылатских холмов, и выбор их остановился на нашем ковше. С этими ангелами неба тоже было много историй разных, в основном с молодежью обучаемой искусству полета, ломались, падали иногда летали. Приезжали дружными кучками – с семьями, друзьями. С 2002 года по наше время, иногда приезжают отдельные личности, но проводят столь малое время на склоне, что упоминать их и не следует. А так в полнее интересно было посмотреть на этих ребят как с близкого расстояния, так и с балкона квартиры своей.
Кстати. Все большое спасибо. Хороший пример настоящей командной игры!
Lodo4nik грамотно произвел отбор и отдал передачу Aleksey, который сделал навес в сторону штрафной, где мяч принял и обработал SP и оставил его leksey -ю, который пробил по воротам.

Пока это первый случай, когда целых четыре человека поучаствовали в рождении заметки.

Мне лично очень приятно. Очень продуктивно мы сработали.
Помница даже были гаражи для дельтапланов, было их 3 штуки со стороны 47 дома на Яна Райниса, но 1 - деревянный сгорел, точнее его сожгли, помню даже кто :) Осталось всего 2 гаража, чем не памятники истории дельтапланеристов :)
Андреич, ты намекаешь на то, что ты фотку сделаешь этих сарайчиков? :-) Я намек понял. Жду.
leksey, 14 марта 2006, писал:
Кстати. Все большое спасибо. Хороший пример настоящей командной игры!
Lodo4nik грамотно произвел отбор и отдал передачу Aleksey, который сделал навес в сторону штрафной, где мяч принял и обработал SP и оставил его leksey -ю, который пробил по воротам.

Пока это первый случай, когда целых четыре человека поучаствовали в рождении заметки.

Мне лично очень приятно. Очень продуктивно мы сработали.


Да, знатно!! Молодцы!
Ребят на выходных сделаю :)
ASS, 15 марта 2006, писал:
Ребят на выходных сделаю :)

Андрей, а там снимать особо нечего. Ракушки в изрядном колличестве на заднем плане, на переднем продукты жизнедеятельности собак и их хозяев. Да и гаражи, представляют собой предмет наскальной живописи обитающей в округе молодежи.
Ну это ты знаешь, а народ не видел :)
Kuzia
Могу добавить, что я один из тех кто в начале 80-х заразился глядя на них, этой заразой - полётами.
Ilya
А я помню, в 80-е годы дельтапланеристы прямо со льда Химкинского водохранилища стартовали, напротив здания Речного вокзала примерно. Разгоняли летательные аппараты с помощью снегохода типа "Буран" или около 10 мужиков специальной лебедкой. Полеты были как правило не очень продолжительными, но смотреть было интересно. Очень эффектно разноцветные дельтапланы на фоне белого снега смотрелись.

З.Ы. Лексей, я только сейчас заметил, мне уже выговор успели влепить. Твоих рук дело? :) Я решил исправится, только ты мне 2-ой не выписывай, если вдруг опять у меня не выйдет. Обещанного три года ждут, а ты мне - выговор :)
Ilya, 21 мая 2006, писал:
З.Ы. Лексей, я только сейчас заметил, мне уже выговор успели влепить. Твоих рук дело? Я решил исправится, только ты мне 2-ой не выписывай, если вдруг опять у меня не выйдет. Обещанного три года ждут, а ты мне - выговор

Этот - мой. Хотя выносить их может в принципе любой хомяковец. Ну а насчет второго, это как получится. :-)

Ilya
leksey, 21 мая 2006, писал:
Этот - мой. Хотя выносить их может в принципе любой хомяковец. :-)

Я и не сомневался, что твой ;)
Kuzia
Нашёл в журнале "Крылья Родины" за декабрь 1983г. вот такую статью, очень жалко, что не получается вставить фото.

Дельтадром Столицы
Массовость дельтапланеризма объясняется не только его доступностью и привлекательностью, но и достигнутой сегодня высокой степенью безопасности. Она обеспечивается современными надежными конструкциями аппаратов, программой безопасности полетов, разработанной и рекомендованной ФАИ, и грамотной их организацией. И здесь важная роль принадлежит делтадромам — местам тренировок и соревнований пилотов. К сожалению, большинство республик и городов, в том числе и Москва, не имеют до сих пор закрепленных за клубами мест для полетов на дельтапланах.
Столичные дельтапланеристы проводят свои тренировки и соревнования на склонах Петровских горок — высоких берегах поймы реки Сходня, километровым кольцом окаймляющих это живописное место. Здесь достигнут рекордный результат парения для равнинных мест — 2 часа 3 минуты. Это место словно специально создано природой для парящих полетов. Не случайно именно здесь еще в 30-е годы осваивали парящие полеты прославленные летчики-испытатели С. Н. Анохин, И. И. Шелест и другие. Здесь есть все для полнокровной спортивной, тренировочной и учебно-методической работы дельтапланерных клубов: пологий травянистый склон высотой 25 метров, переходящий в ровную посадочную площадку — для обучения новичков; пятидесятиметровые склоны с крутизной в 30 градусов — для парящих полетов.
Можно с уверенностью сказать, что в Москве и Московской области это единственное и самое подходящее место, позволяющее организованно проводить систематическую летную и тренировочную работу в любое время года.
Однако этот естественный столичный дельтадром находится под угрозой. Склоны его обезображиваются самодельными железными заборами местных огородников, захламляются мусором, что грозит травмами пилотам и поломками аппаратов. Планируется застройка этого уникального природного образования, очень нужного для большого многомиллионного города. При этом исчезнет не только редкий по красоте уголок живой природы, но и естественный дельтадром, который рано или поздно все же придется создавать. Ведь только за последнее время в Москве создано свыше 40 клубов и секций дельтапланерного спорта.
Энтузиасты свободных полетов видят иную перспективу Петровских горок и создают свои проекты. Вместо тесных сарайчиков, где ютятся сейчас пилоты, рисуются высокие светлые здания с учебными классами, мастерскими, душевыми для спортсменов. Выровненные склоны, трибуны для зрителей, одним словом, современный комплекс авиаспорта.
В. КОЗЬМИН, нештатный инструктор дельтапланерного спорта
E.Д.Табакеев
Из истории дельтапланеризма 1975 - 1980г.

«Механик Андрей Нестеров из секции дельтапланеристов при московском вертолетном заводе совершил на Петровских горках близ Тушино, имеющих высоту всего около 50 метров, полет продолжительностью 2 часа 3 минуты».

...

Зимой и летом мой день в субботу и в воскресенье начинается с телефонного звонка:
- Женя, привет!
- Привет, Миша!
- Летаем?
- Естественно, как обычно.

Завтрак, короткие сборы и машина с 2-3 дельтапланами на багажнике несется в направлении Петровских горок – Мекку дельтапланеристов Москвы. Уже издалека вижу, как гигантскими бабочками взметаются вверх и носятся галсами вдоль склона мои товарищи. По подчерку полета узнаю Слава Топтыгина, Андрея Кареткина, Андрея Нестерова, Володю Бугрова, Виктора Козьмина, Петю Грушина, Юру Уткина, Альберта Сытина. Скоро собраны и наши аппараты. Становлюсь в очередь стартующих. Наконец руководитель полетов разрешает взлет и мне. Короткий разбег, толчок и... неописуемое, необыкновенное ощущения плавания по волнам воздушного океана наполняет меня. Это радость от бьющего в лицо ветра, от того, что дельтаплан послушен мимолетному движению твоих рук. Хочется петь и, кажется, пою, но надо смотреть в оба: в небе несколько аппаратов. Невольно вспоминаю, что в 1976 г. мы с Мишей стартовали здесь одни, протаптывая дорожку для разбега в сугробах метровой высоты, а год спустя здесь в хорошую погоду собирается 40-50 дельтапланеристов и сотни зрителей, благо до ближайших домов – рукой подать. Из-за них приходится быть особенно внимательным при посадке – как бы случайно не сеть на зазевавшегося.


http://www.3dway.ru/Storyes/DeltaHist_75-80.html
Kuzia
http://aviaclub-pulsar.ru:8001/uklist.asp

Трикотажка

Наша Трикотажка стала магнитом для всех жаждущих подняться в небо, практически все желающие вливались в Клубы или в группы.

Мы обросли даже «помещениями» - большими самолетными ящиками, оборудовали их кронштейнами, вешалками, кое-каким оборудованием и инструментами , оставляли там наши крылышки, летную одежду и обувь, укрывались от непогоды, перекусывали, чем бог послал.

Иногда наши хранилища подвергались набегам, но очень уж радикального грабежа и вандализма не было.



Наши ангары- «стекло и бетон», а армия (Валя Крячун) нас бережет
Обычно мы летали по выходным дням, собирались утром на горке возле контейнеров, приводили дельтапланы и себя в рабочее состояние и начинали полеты. Те кто уже хорошо освоил полеты летали для кайфа или помогали новичкам, ну а у последних всегда перед глазами были летающие примеры. При хорошей погоде за день получалось пять- шесть полетов или подлетов, но отдельные фанатические дельталичности совершали свыше тридцати воздушных подвигов. Как правило это было летом, начинали с раннего утра и до вечера, благо светлого времени было много, часто оставались там на ночь в палатках. Среди дня садились подкрепиться, снедь была сборная, кто что приносил, я всегда поил народ своим фирменным чаем с рижским бальзамом и лимоном из трехлитрового термоса, а после перекуса с новыми силами бросались в воздушные волны, накатывавшие на берега Трикотажки.



Старты с двух учебных склонов, сзади деревня Петрово

Пик московской дельтажизни зафиксирован в моей летной книжке - 4-го апреля 1982 года, дул хороший весенний южак девять-двенадцать метров в секунду.

На Трикотажке собралось 39( тридцать девять)! дельтапланов.

Все южные склоны были усыпаны стартующими, летающими, садящимися и поднимающимися людьми – феерическая картина !

Как правило полеты шли на двух склонах – на южном летали асы и продвинутые пилоты, если дул сильный ветер то парили и садились на место старта, если послабее то делали два-три галса и садились внизу, на лугах, если летом или в снег зимой и по узкой проторенной тропинке поднимались назад.

На учебном южном обучались новички, там всегда было полно людей, ихние первые шаги в воздух сопровождались самыми неожиданными выкрутасами и были очень зрелищными со всегдашним подтекстом: - Выжить бы!..

Ну а когда дул ветер юго-западный, что кстати бывало довольно часто, то вся толпа собиралась в одном месте и летали все вперемешку и суперасы и птенцы, только в этот день делавшие первые шаги. Был у меня один ученик по фамилии Замула, работавший с Юрой Логуновым на летно-испытательной станции нашего завода, утром он бегал внизу по болотцу с учебной «Москвой» на плечах, а к середине дня уверенно стартовал с верха учебной горы.

Хороший южный ветер – это праздник души и тела, народу прибывало очень много, создавалась некая атмосфера куража и соревнования – кто выше, кто дольше...

В один из зимних дней руководил полетами Виктор Петров, а его супруга Лидия Ивановна держала анемометр и зазывала в лучших ярмарочных традициях:

А вот кому девять метров в секунду, а вот кому одиннадцать метров в секунду?..



Зимний южак- крепкий и упругий: пари сколько хочешь...( я на СК-2 М)

После взлета Гохберг начал красиво парить восьмерками и летал уже минут семь, Петя Грушин ждал-ждал и не выдержал - стартовал, когда Гохберг улетел далеко влево и тут началась коррида.

Они сходились на встречных галсах и расходились, едва не цепляясь концами крыльев, мы, затаив дыхание, наблюдали за ихними эволюциями, пока у Гохберга не сдали нервы и он не приземлился рядом со стартом, а Петя еще минут пять торжествующе парил над нами, а после посадки с ехидной ухмылкой кинул нам:

-Как я этого старпера выпихнул, а ?!

Были, были колоритные личности...

Приезжал на мотоцикле с коляской Альберт Сытов с женой и двумя детьми. Невозмутимое его лицо напоминало сома со шкиперской бородкой, для поддержания имиджа он покуривал трубку и видимо был не чужд мира музыки, назвав свой дельтаплан - «Фагот».

Его летательный аппарат и в самом деле в полете издавал нежный звук, этакую трель - дырочками то ли в килевой трубе, а может еще где.

Помню, как на южном склоне горы Клементьева, заслышав мелодичное посвистывание наверху, мы поднимали глаза и видели задумчивого Альберта, медленно плывущего в небесах.

Лиля Буканова - приветливая геологиня и первая летающая, после многих лет мытарства с простыночным рогаллом, светилась от счастья, привезя на Трикотажку лавсановое крыло, буквально после двух подлетов выпарила метров на пятнадцать выше склона и плавно скользила по всей южной дуге - от восточного угла до учебного юго-западного, а мы любовались и радовались за нее.



Гохберг, Раллев и Лиля Буканова

Самобытный паренек из Горького Коля Лобанов появился на горке, будучи на подготовительных курсах в МАИ, затем он поступил и стал одним из основных маевских пилотов.

Сначала он был весьма упертым, смотрел исподлобья и в памяти всплывали изображения истуканов с острова Пасхи.

С характерным волжским оканьем, доказывал, что право имеет, но затем влился в нашу большую компанию, поняв, что так лучше.

В один из летных дней дул довольно сильный юго-западный ветер, с преобладанием запада и Коля выпарил над забором овощной базы на западном склоне, вдруг его аппарат развернулся и сверху вниз, с высоты метров десять-двенадцать, градусов так под шестьдесят прямо по ветру, въехал в этот забор.

Раздался страшный треск и я и Гохберг, как старшие с самыми мрачными предчувствиями пошли отскребать Колю от земли.

К нашему изумлению, бравый пилот сидел на земле, обхватив руками колени и сокрушался о разбитом вдрызг крыле, разломанный на доски кусок забора лежал рядом.

Оказывается Коля, как заправский акробат перед падением сгруппировался, выбросил ноги вперед и достойно встретил встречу с землей совершенно не пострадав, сказалась методичная учебная работа в дельтаклубе МАИ, в частности тренаж аварийных посадок.

У меня тоже был схожий полет - в погожий летний день на западном склоне, подлетел к краю и отдал ручку с разворотом для смены галса, попал в ротор из-за кустов в изобилии росших на склоне и грохнулся на землю метров с шести-восьми, сильно ушибив грудь и сбив дыхание. Метрах в десяти от места падения загорала молодая мама с ребенком и его испуганный плач помню до сих пор.

Полеты на западном и восточном склонах в сильный ветер были проблематичны из-за роторов, но так-как по розе ветров эти направления были редки, особенно восток, то летные дни случались нечасто.



Взлет на западном склоне – стремные кусты впереди

Зато когда дул восток и удавалось выпарить над деревьями и покачаться в воздушных волнах, ощущения были ярче и острей, близость опасности видимо добавляла перца, помню весенние полеты, когда я скользил в нескольких метрах, а иногда и сантиметрах над молодыми зелеными листочками на вершинах деревьев, стройными колоннами уходящими вниз. Склон этот был достаточно коварным, в сильный ветер тут бросало вверх-вниз на шесть-восемь метров.

Кто-то из военных наших дельтапланеристов, Раллев или Крячун, летал там зимой и попал в сильный ротор, его просадило метров на пятнадцать на деревья, отделался сильными ушибами и поломанным аппаратом.

Вообще Трикотажка была достаточно милостива к нам- за всю, почти двадцатилетнюю историю полетов, только один - Дима Меркушев из МВТУ ушел там в последний полет.

Конечно всяких переломов и прочих травм было не счесть, но учитывая контингент, в основной массе начинающие и чуть продвинутые летатели, будем считать, что легко отделались.

Сами по себе полеты на этих горках были весьма кратковременными - сорок секунд, минута, полторы, - один-два галса с перепадом тридцать метров.

Только при сильном, десять метров в секунду, южном ветре опытные парители набирали высоту двадцать метров над склоном и летали относительно долго - пять-десять минут.

При мне, за те тринадцать лет, что я провел на Трикотажке, дольше никто не летал. Про длительные - часовые и более полеты я только читал.

В «Московском Комсомольце» была небольшая заметка об Андрее Нестерове, налетавшем в новогодний вечер более двух часов, остальные полеты видимо проходили по будним дням, а вся массовая летная наша жизнь кипела по субботам и воскресеньям.

Вот несколько картинок из жизни Трикотажки в период ее расцвета:



Сбор зимнего урожая клубом «Чайка»


Мороз и солнце – день чудесный


На «новейшем» маевском суперрогалле асы: Шура Русак и Сережа Дробышев


Михаил Гохберг- без экстрима жизни нет!


Проверка с воздуха: как вспахали огороды- главный агроном Владимир Чумиков
Casha
Большая просьба сообщить об Альберте Сытове любую информацию. Остался должен переслать ему фото и видео о его полетах в Крыму...
с благодарностью,
Александр
Casha
Вообще Трикотажка была достаточно милостива к нам- за всю, почти двадцатилетнюю историю полетов, только один - Дима Меркушев из МВТУ ушел там в последний полет.

Вспомните Анрея Кареткина. Сам поднимал его по склону, после падения с 10 метров ....... Еле откачали.....
ACh
Как-то я пропустил статью... Спасибо что сделали!
Сам мечтательно ходил когда-то смотреть на эти полёты.)
Интересно, а в каком году дельтапланеристы покинули Сходненский Ковш и по какой причине?
Они все пересели на парапланы?
Kuzia
Lodo4nik, 4 июля 2016, писал:
Интересно, а в каком году дельтапланеристы покинули Сходненский Ковш и по какой причине?
Они все пересели на парапланы?

Всё намного проще... Сейчас стали широко доступны буксировочные полёты, а Трикотажка (так в обиходе по сию пору в парящем мире называют Сходненский ковш) себя изжила....
Kuzia
Casha, 3 июля 2016, писал(а):
Вообще Трикотажка была достаточно милостива к нам- за всю, почти двадцатилетнюю историю полетов, только один - Дима Меркушев из МВТУ ушел там в последний полет.

Вспомните Анрея Кареткина. Сам поднимал его по склону, после падения с 10 метров ....... Еле откачали.....

... высота полёта, как частенько говорили и насмерть не убьёшься и живым не останешься ... память об этом -компрессионный перелом позвоночника ...
aborigenka
Ха! Ну дельта и парапланы еще куда ни шло...с 1982 года мой сын второклашка с друзьями ездили почти каждый день зимой туда кататься на санках! Я как узнала-выпала в осадок! Но запреты не подействовали! Постепенно это увлечение сошло на нет...страшно было до ужаса за него! А вы себе представляете на саночках по такому склону?
aborigenka, 28 октября 2016, писала:
А вы себе представляете на саночках по такому склону?


Да тут на сайте наверное каждый второй оттуда на саночках в детстве слетал вниз в болото. И точно также Мамы всем запрещали туда ходить одним - и всё рано ходили...
Правда как застроили Северную часть башнями вдль Яна Райниса(год 1984-85 примерно) - так туда мы ходить и перестали. А были ведь и смельчаки, кто на лыжах слетал со склонов.
Кто-то на ютубе выложил в 2015 году полёты зимы-лета 1983:

https://youtu.be/oUzq8hV2W0s

Судя, по отсутствующему дому 14 по Донелайтиса(1984 г.п.) и отсутствующему крану, строящим его, в видеосюжете нарезок, можно согласиться с 1983 годом
Aleksey, 23 ноября 2016, писал:
Да тут на сайте наверное каждый второй оттуда на саночках в детстве слетал вниз в болото.


Кое-кто и до сих пор продолжает.) Я, например. ТОлько санкам предпочитаю линолеум или ледянки.
Kuzia
Kuzia, - На параплане Блюз подмосковной фирмы АСА стартует Курнаева Татьяна.
Смелая и отчаянная, видимо.

Это какой год на снимке ?
Kuzia
Aleksey, 26 декабря 2016, писал:
Kuzia, - На параплане Блюз подмосковной фирмы АСА стартует Курнаева Татьяна.
Смелая и отчаянная, видимо.

Это какой год на снимке ?

Эта фотка из книги Вадима Тюшина... он у нас не частый гость, но если забежит к нам, попробую узнать.
чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись