Противотанковые рвы в Химкинском районе

обсуждение публикации
Тушинский хомяк

Противотанковые рвы в Химкинском районе

Уже ушли от нас практически все участники этой страшной войны, но ее материальные следы в виде инженерных сооружений в местах боев и обороны, еще будут нам напоминать о ней как минимум 20-30 лет, а то и поболее.
Во-первых, всех с наступившими и наступающими праздниками, здоровья и терпения. Во-вторых, спасибо автору за непростую краеведческую работу. Ну, не через 20, так через 50 лет постепенно военные шрамы -все эти остатки рвов, окопов, воронок-исчезнут или будут находиться только людьми, вооруженными знаниями предшественников. Спасибо.

В - третьих. К сожалению, до сих пор не могу загружать фото. Но на изображениях из разных источников, в том числе на PastWue, видно, что на т.н. Куркинской горке по дороге в Новогорск прослеживаются остатки минимум двух противотанковых рвов, один из которых в наиболее крутых местах оформлен, как эскарп (очень крутая стенка). Специальный поход на место даст возможность сделать более точные фото.

Положение рвов более чем логично - они превращают долину Сходни в непреодолимое препятствие для танков, наступающих с Запада.

Жаль, что автор, частенько ездящий мимо, не обратил на эти рвы внимания.

Вот почему-то получилось)))1956 год, поэтому один ров хорошо виден посередине горки


281904 Куркинское шоссе.jpg

Но на изображениях из разных источников, в том числе на PastWue, видно, что на т.н. Куркинской горке по дороге в Новогорск прослеживаются остатки минимум двух противотанковых рвов, один из которых в наиболее крутых местах оформлен, как эскарп

Не могли бы вы точно указать в каком именно месте остатки ПТ рвов на Куркинской горке?

Я живу неподалеку, могу съездить посмотреть. Но раньше я там проезжал чуть ли не каждый день, никаких рвов не замечал

FatCat
Lew, цитата:
я там проезжал чуть ли не каждый день, никаких рвов не замечал

Похоже, что под "рвами" автор имел в виду эскарпы - по крайней мере, на фото видны именно они.

Я лично не на фото не на местности не вижу никаких эскарпов и тем более рвов.

Там обычный природный рельеф и остатки насыпи от участка старинной дороги в Соколово, что когда-то шла чуть правее нынешней

Эта дорога в Соколово была построена еще до войны по склону холма, естественно что при этом склон был частично срезан, из-за чего и возник заметный перепад высот по обеим сторонам дороги

Рубежа обороны с серьезными инженерными сооружениями вблизи Куркино не было

Lew, цитата:
Не могли бы вы точно указать в каком именно месте остатки ПТ рвов на Куркинской горке?Я живу неподалеку, могу съездить посмотреть. Но раньше я там проезжал чуть ли не каждый день, никаких рвов не замечал

Я сам захотел съездить и пофотографировать. Но сейчас пока не время - давайте подождем. По памяти один ров хорошо виден рядом с нижней лестницей, которая идет к Сходне от хосписа. Остатки второго - на Куркинской горке, левее кустарника, если смотреть от дороги.


Lew, цитата:
остатки насыпи от участка старинной дороги в Соколово, что когда-то шла чуть правее нынешней

А откуда эти сведения? Я думал про старую дорогу, но карты соответствующей не нашел, а кроме того, она тогда должна упираться в очень крутой поросший лесом склон в излучине Сходни. Я думаю, во все времена дороги шли примерно по одному месту.

А откуда эти сведения? Я думал про старую дорогу, но карты соответствующей не нашел,


Вот на карте 1964 г.нанесена насыпь, сохранившаяся от старинной дороги (справа от современной перед мостом).


Старинную дорогу можно отследить по карте http://www.etomesto.ru/map-moscow_depo-1852-1878/

Дороги с годами немного меняли свое положение в основном из-за строительства новых мостов. Новый мост обычно строили не разрушая старый, в стороне от него. Поэтому когда его заканчивали, часть дороги немного сдвигалась в сторону.

Делать в этом месте ПТ препятствия смысла не имеет, в 1941 г это не было танкоопасное направление, к тому же местность и так непроходима для танков из-за природного рельефа

Lew, цитата:
Делать в этом месте ПТ препятствия смысла не имеет

Вы знаете, вокруг Москвы имелась вполне понятная избыточность оборонительных сооружений. До сих пор помню сплошную линию окопов по кромке Елизаветинской горки в парке Покровское-Стрешнево, где родник. При этом перед ними - крутой склон, заболоченная долина Химки, потом в 300 метрах за Иваньково - канал им. Москвы. Деревянное Иваньково, понятное дело, при бое еще бы и горело как порох. Ясное дело, пройти можно везде, танки и тогда уклон в 30-40 градусов преодолевали. Только "умный в гору не пойдет".

Повторюсь, дождемся авось лета нормального без коронавируса и без нововведений "Прогуляйтера унд бордюренфюрера СС Собянина". Тогда и продолжим. Больше ведь карт масштаба 1:250 000 этого места нет?

Больше ведь карт масштаба 1:250 000 этого места нет?


Не встречал.

А холму съезжу как только погода наладится, хотел сегодня махнуть, да дожди помешали

До сих пор помню сплошную линию окопов по кромке Елизаветинской горки в парке Покровское-Стрешнево, где родник. При этом перед ними - крутой склон, заболоченная долина Химки,

Правильно, в парке в 1941 г был организован рубеж обороны. Но это не было танкоопасным направлением, поэтому вы там не найдете остатки рвов или эскарпов - их не сделали.

Танкоопасным считалось Ленинградское ш., поэтому там были вырыты рвы, пересекающие шоссе под прямым углом. До наших дней дожил ПТ ров вблизи Черкизово, а в период ВОВ еще был ПТ ров южнее п.г.т. Химки, кот. начинался от водохранилища и доходил до Окт. ж.д. Он проходил в месте, где сейчас начинается ул. Беломорская.

Затем ближе к столице были вырыты еще несколько ПТ рвов, но более коротких

А вот Куркинское ш. не считалось танкоопасным направлением, поэтому ПТ рвы и эскарпы перед ним не сооружались

Lew, цитата:
А вот Куркинское ш. не считалось танкоопасным направлением, поэтому ПТ рвы и эскарпы перед ним не сооружались

Из данных книги "Битва за Москву: История Московской зоны обороны" вычитал, что было выкопано 676 км. рвов и еще построена масса всяких заграждений, в т.ч.445 км эскарпов и контрэскарпов, что в принципе то же самое с точки зрения функции. Всю Москву по линии обороны троекратно во рвы можно обернуть было. "Приняв число Пи равное 3" )))

Кто сказал, где находятся танкоопасные направления? Вряд ли то фиксировалось на бумаге.

На уроках математики надо объяснить школьникам, что число "пи" равно трем, и без всяких десятичных знаков. Именно это следует из библейской Книги Царств, где описывается устройство бассейна для ритуальных омовений в храме, воздвигнутом Соломоном: "И сделал литое из меди море, - от края его до края его десять локтей, - совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом". Выходит, длина окружности ровно в три раза больше ее диаметра, а математики ошибаются да еще навязывают свою ошибку детям.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9590/ (Наука и жизнь, КОГДА ЧИСЛО "ПИ" РАВНО ТРЕМ)

Из данных книги "Битва за Москву: История Московской зоны обороны" вычитал, что было выкопано 676 км. рвов и еще построена масса всяких заграждений, в т.ч.445 км эскарпов и контрэскарпов,


Так то построено не вокруг Москвы, а в совокупности в окрестностях в том числе и на большом отдалении включая все УР.


Сегодня прокатился к горке, на склоне действительно имеются остатки инженерного сооружения, напоминающего вот такой эскарп:


Хорошо сохранилась насыпь, за ней ров. Вот только вертикальная стенка с годами "сплыла" и теперь покатая.

Ров тянется до реки, а с другой стороны постепенно сходит на нет около автодороги. Полазил по холму - других следов войны не обнаружил, местность сильно изменилась, на вершине холма практически все застроено, исторический облик местности утерян

FatCat
Lew, цитата:
исторический облик местности утерян

А Вы предлагаете сохранить все эти оборонительные сооружения? И баррикады из мешков с песком на улицах, и противотанковые "ежи" и надолбы?

А зачем?

А Вы предлагаете сохранить все эти оборонительные сооружения?

не предлагаю. Просто констатирую итог осмотра местности

FatCat
Lew, цитата:
Просто констатирую итог осмотра местности

В таком случае, термин "утерян" здесь неуместен. Так говорят в случае сожаления о чём-то, что желали бы сохранить...

Утерян имеет то же значение, что и не сохранился, при чем тут сожаление?

У историка утеря первоначального исторического состояния местности всегда вызывает сожаление, у обычного человека может и не вызывать.

13640895_608292696019215_8497494485686911314_o

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=6082926960...

Эта схема выполнена ветеранами и потомками ветеранов 3МКСД по материалам документов дивизии хранящимся в ЦАМО. Документы составлялись штабом дивизии поэтому авторы начальник штаба и военком штаба.
Lew, цитата:
на склоне действительно имеются остатки инженерного сооружения, напоминающего .... эскарп:

Ну слава богу, а то я уже подумал - не глюки ли у меня, вижу то, чего нет)))

Теперь просьба - либо фото приложить, либо на карте пометить примерное место. Приятный маленький квест по истории Химок.

FatCat
Lew, цитата:
У историка утеря первоначального исторического состояния местности всегда вызывает сожаление

В таком случае, почему у историка не вызывает сожаления утеря первоначального исторического состояния местности, когда там рыли рвы и эскарпы?

По просьбам фото сооружения, напоминающего остатки эскарпа:

1. вид в сторону области, дорога внизу слева (в кадр не попала), насыпь слева, впереди длинная лестница ведущая в Куркино


2. вид в сторону Москвы - по центру кадра насыпь, левее ров и склон холма



Браво, спасибо!

Значит, это ниже существующей дороги. А выше совсем ничего?

Кажется, я что-то перепутал. Плохо объясняю(( Остатки второго рва ниже существующей дороги. почти вдоль лестницы от хостписа к Сходне. Или это один ров?

Эта схема выполнена ветеранами и потомками ветеранов 3МКСД по материалам документов дивизии хранящимся в ЦАМО.

Схема неудачная, путанная, и дороги обозначены практически так же, как и ПТ рвы.

Вот я для наглядности нанес красным цветом рвы что сохранились, на них указывают синие стрелки.

1-й ров справа от дороги (выше) на склоне холма справа от насыпи; 2-й слева от дороги (ниже) где начинается спуск - короткий и глубокий ров около 50 м. сходящий на нет в овраг где деревянная дорожка со ступеньками ведущая к реке. 2-й ров образован видимо из-за того, что склон холма в этом месте был срыт, а из вынутой земли сделали высокую насыпь. Что-то типа эскарпа


Второй не является продолжением первого

С Днем Победы!

Lew, цитата:
1. вид в сторону области, дорога внизу слева (в кадр не попала), насыпь слева, впереди длинная лестница ведущая в Куркино

Да неужели же танк по такому уклону заполз бы? Тем более, что вести огонь при этом толком нельзя.

Вырезал из ТТХ Панцера Т-4

Преодолеваемый подъём, град.30 (Ausf. F)

30 градусов - это когда гипотенуза всего вдвое длиннее катета (высоты) Это ощущается как очень крутой склон. Кроме того, в отсутствие препятствий можно заползать или спускаться по диагонали. А стрельба не в кино танками велась как правило с места, а не на ходу.

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись