Всего по программе "Энергия-Буран" было построено девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний.
Макет БТС-001, ОК-МЛ-1, Изделие 001, БТС-01 (Большой транспортный самолёт первый, Орбитальный корабль-Макет) — полноразмерный испытательный макет орбитального корабля, предназначенный для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, а также для повторно-статических прочностных испытаний. Общий вес макета корабля составляет около 50 тонн.
Чтобы летный«Буран» мог выполнить свой полет, его надо было доставить на космодром. Для начала надо было проверить все на макете.
Макету (Изд. 001) предстояла транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с него снимается вертикальное оперение, устанавливается хвостовой обтекатель и его устанавливают на специальную транспортную тележку.
Макет и «Буран» вывозились через северные ворота ТМЗ. Однажды при перевозке одного из Буранов, крылом задели забор ТМЗ и выломали целую секцию забора. Корабли и макеты отвозились по специально расширенной для этого, части Лодочной улицы (именно поэтому часть Лодочной широкая, а часть обычная), на специально возведенный причал на Химкинском водохранилище.
Далее груз закатывали на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москве-реке доставляют на подмосковный аэродром. А до этого надо было доработать насколько шлюзов, и убедиться в глубине фарватера Москвы-реки и построить причалы.
На аэродроме при помощи крана (подъемно-козлового устройства ПКУ-50)объект устанавливали на самолете-носителе ВМ-Т (Владимир Мясищев – транспортный). На посадочном комплексе полигона Байконур,его перегружали на автомобильное шасси и доставляли в МИК, где его окончательно собирали.
Первый полет с макетом «Бурана» весом 45,3 тонны состоялся 1 марта 1983 года.
В зарубежной печати неоднократно сообщалось, что существовал атмосферный самолёт-аналог под обозначением БТС-01, который якобы предназначался для совместного использования с самолётом-носителем М-201М (модернизированный вариант бомбардировщика 3М). БТС-01 должен был располагаться на верхней внешней подвеске над фюзеляжем самолёта-носителя и отделяться от него в полёте с последующей самостоятельной посадкой. И даже указывались имена летчиков – испытателей: экипаж аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов Евгения Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и Петр Киев.
В реальности же аналог БТС-001 (ОК-М, изделие 0.01) использовался для наземных статических испытаний на прочность конструкции, после завершения которых на его основе был создан аттракцион в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького.
После многочисленных испытаний, макет «Бурана» (изд. 001) был установлен в парке Горького в 1993 году и некоторое время использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького началась реконструкция, аттракцион в «Буране» был закрыт.
К празднованию 75-летия ВДНХ в ночь с 5 на 6 июля 2014 года макет корабля, который более 20 лет украшал Пушкинскую набережную в Парке Горького в Москве, перевезли на территорию выставочного центра ВДНХ.
Ночью в субботу москвичи смогли наблюдать, как огромный корабль более пяти часов ехал по перекрытым улица Москвы. Полиция пыталась оцепить дорогу, но зевак было гораздо больше. В итоге Буран очень медленно ехал среди сотен людей по аллеям парка. Пришлось спилить несколько деревьев, так как Буран не проходил.
Чтобы машина с Бураном могла проехать по московским улицам, пришлось поднимать провода. Десятки машин Мосгорсвета по маршруту следования расчищали дорогу. Где-то контактную сеть троллейбуса вообще демонтировали. Если для корпуса проблемой были провода, то для крыльев пришлось спиливать дорожные знаки и заборы по маршруту следования.
Из Парка на Ленинский проспект передняя часть корабля выехала под аплодисменты толпы
Но если бы космическая программа пошла своим чередом, то он должен был стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне Центра Подготовки Космонавтов в условиях гидроневесомости.