Освоение Космоса. Полет «Бурана»

Natalia, 19 декабря 2022

00.jpg

Первоначально программа МКС «Энергия-Буран» предусматривала строительство трех лётных экземпляров орбитального корабля. В 1983г. по дополнительному заказу добавили еще два, но они так и не были построены.

Изделие 1.01 «Буран»

Приступая к созданию орбитального корабля надо было дать ему хорошее имя. Ведь не зря говорят: «Как корабль назовешь, так он и полетит». Глушко предлагал «Энергия», Лозино-Лозинский – «Молния», но нашли компромиссное решение – «Байкал».

Борт первого лётного экземпляра «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний украшала надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial»). Однако незадолго перед запуском на борт чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Имя «Буран»предложил генерал-лейтенант К.А. [Керим Аббас-Алиевич] Керимов.

02. буран - байкал.jpg

Транспортировка "Бурана" (в момент фотографирования он носил имя "Байкал", которое заслонено крылом) на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции ОК "Буран" на площадку огневых контрольных испытаний (ОКИ) на космодроме Байконур


Программа первого испытательного, беспилотного запуска ОК «Буран» долго обсуждалась. Рассматривались два варианта:двухвитковый и трехсуточный полеты.

В первом случае можно было не устанавливать ряд систем, таких, как система электропитания на электрохимических генераторах, система открытия створок, радиаторы и ряд других,требующих большой отработки.В то же время такой полет выполнял основную задачу - отработку участков выведения, спуска в атмосфере и посадки. На этом варианте и остановились.

03..jpg

К лету 1988 года основные работы по созданию системы "Буран" были завершены. Совет главных конструкторов принял решение о запуске космолета к 71-й годовщине Октябрьской революции — 29 октября.

Некоторые из космонавтов, занимающих в то время руководящие посты перед автоматическим полетом «Бурана» говорили: « Слава Богу, произойдет авария, мы хоть программу закроем».

Как выразился при принятии решения се­кретарь ЦК по «оборонке», бывший министр МОМ, будущий ГКЧПист О.Д. Бакланов: «Пусть будет лучше ужасный старт, чем ужас без конца!» Надо было отчитаться перед страной хоть чем-то за десятки миллиардов долларов, потраченных за 12 лет, пу­стить хоть какую-то пыль в глаза непосвящённому народу.

И вдруг за четыре месяца до запланированной даты старта "Бурана", который космолет должен был совершить в автоматическом режиме, в Совмин пришло письмо, подписанное двумя авторитетными космонавтами — Игорем Волком и Алексеем Леоновым. Они потребовали отменить беспилотный полет "Бурана". Свою позицию два космонавта мотивировали тем, что в свой первый полет американский шаттл отправился с экипажем. Но к "бунтарям" не прислушались. Глеб Евгеньевич был непреклонен: первые испытательные полеты — только в автоматическом режиме!

23 мая собранный ракетный пакет 1Л с установленным на нём кораблём 1К был привезён на старт для совместных испытаний. В ходе тестирования была выявлена рассогласованность систем управления корабля и ракеты. Когда проблему удалось решить, ракету вернули в Монтажно-испытательный корпус.

01.jpg

Только 9 октября работы по подготовке комплекса «Энергия-Буран» были завершены, и утром следующего дня гигантский установщик с помощью четырёх синхронизированных тепловозов направился в сторону старта.

Государственная комиссия разрешила техническому руководству приступить к заключительным операциям, заправке и осуществлению пуска комплекса «Энергия-Буран» 29 октября.

Тем не мене запустить "Буран" в канун годовщины Октября не удалось.

За 51 секунду до запуска автоматика дала "отбой": несвоевременно отошла плата системы азимутального наведения ракеты-носителя "Энергия". Было решено привести систему в исходное состояние. А ведь за этой краткой формулировкой стояла тяжелая и сложная работа боевого расчета по сливу топлива, транспортировке МКС, расстыковке и многим другим «отбойным» операциям...

Запуск пришлось перенести на 17 суток.