Освоение Космоса. Программа "Энергия-Буран"

Natalia, 06 декабря 2022 ( редакция: 11 января 2024 )

01.jpg

История проекта «Спейс Шаттл» начинается в 1967 году, Подразумевалось, что Шаттлы будут «сновать, как челноки» между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. Многие технические и технологические наработки программы «Dyna-Soar», закрытой в 1963 году, были впоследствии использованы при создании Шаттлов.

После развертывания в США работ по созданию многоразовой космической системы "Cпейс-Шаттл" руководство СССР несколько лет колебалось в вопросе выбора дальнейшего пути развития авиационно-космической техники.

В начале 1975 года чертежи и фотографии Шаттла были впервые получены в СССР по линии ГРУ. Сразу же было проведены 2 экспертизы на военную составляющую: в военных НИИ и в Институте проблем механики под руководством Мстислава Келдыша.

Выводы: «Будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства, или корабль можно использовать для похищения с орбиты Земли советских спутников, а также долговременных обитаемых станций «Салют» и других объектов»

Генерал Мельников Г.П.,- руководивший институтом Минобороны по военному космосу (ЦНИИ КС МО), решив подстраховаться, выпустил два «отчёта»: один — на основе увеличенного в четыре раза орбитального самолета«Спираль», второй - близкий к варианту, разработанному до этого в НПО «Энергия».

74.jpg

«Когда было решено приступить к созданию авиакосмической системы, — рассказывал заместитель Лозино-Лозинского Л.П.Воинов, — мы предложили свой давний проект. Но нам сказали: «А американцы-то идут другим путем. А они что? Дураки? Нет, они умные. А в вашем проекте, возможно, есть подводные камни».

По мнению же ученых из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), форма «Спирали» была лучше, и они активно поддерживали этот проект.

А Совет Главных Конструкторов решил не рисковать и идти проверенным американцами путем: «Что-то они задумали, значит, нам надо тоже это делать». И поскольку схема «шаттла» представлялась ответственным лицам менее рискованной и требовала вроде бы меньших усилий, то решено было осуществлять именно её.

Перспективы МКС, представленные разработчиками головной системы НПО "Энергия" под руководством Глушко В.П. настолько глубоко взволновали и заинтересовали министра обороны Д. Ф. Устинова, что он в кратчайший срок подготовил решение, которое было обсуждено в Политбюро, утверждено и подписано Л. И. Брежневым.

У нас как раз была смена руководства, пришел Валентин Петрович Глушко. А у него цель одна: он бредил Луной, ему нужна мощная ракета, поэтому утвердили проект похожий на «Спейс Шаттл».

02.jpg


При этом «Шаттл» представлялся куда проще в реализации при гораздо большей выводимой на орбиту и снимаемой с орбиты массе (40 и 30 тонн соответственно против тонны в лучшем случае у Спирали). К тому же он нёс с собой сверхтяжёлую ракету, а Спираль – только проект гиперзвукового разгонщика. Это понимали и Глушко, и Устинов, и в итоге даже Лозино-Лозинский. Для него Спираль стала пройденным этапом, на базе которого можно было реализовать куда более амбициозный проект, используя для этого ресурсы, выданные ему на Буран.

И всё же за постройку самого «Бурана» Глеб Евгеньевич взялся, во многом благодаря тому, что, официально возглавив один проект, он неофициально смог продолжить другой «Спираль». И так он поступал всегда – работая над любой официальной программой, он умудрялся в её рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести собственный проект до совершенства.