Последняя владелица Покровского-Глебова. Глава 5, 6, 7
Natalia, 24 сентября 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Глава 5. Городская недвижимость.
В 1870-х годах Москва была еще преимущественно деревянным городом. За чертой Садовой были сплошь деревянные постройки, по крайней мере, что касается частных жилищ. Но и в черте Садовой большинство московских домов-особняков были деревянные, правда, в большинстве случаев для благообразия или для тепла оштукатуренные и имевшие вид каменных. Постепенно город стал обустраиваться камнем.
За перестройку своего главного дома на Никитской улице взялась и княгиня Шаховская, вернувшись с мужем в Москву в конце 1870-х годов. Она, нарушив архитектурные правила, вынесла фасад на полтора метра за красную линию улицы. После судебного разбирательства, она заплатила большой штраф, но на своем настояла: дом выделялся на уровне улицы. В феврале 1885 года Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство нового парадного зала на втором этаже главного дома. Проект зала, украшенного по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера выполнил архитектор К. В. Терской.
К. В. Терской
С 1864 по 1883 годы княгиня Шаховская под влиянием творческой интеллигенции создает “Домашний театр”. В своей усадьбе Покровское-Стрешнево она возвела театральное здание, где по выходным давали спектакли. Зрителями были ее дачники. Часто она сама принимала участие в спектаклях. Воодушевленная успехами на театральном поприще, она приобретает дополнительные строения на углу Никитской и Кисловского переулка, где в начале XIX века стояла «круглая зала Зарубина», которая сгорела во время пожара 1812 года. Все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены для строительства нового театра.
Кисловский переулок
После Указа Сената от 24 марта 1882 года, который отменил монополию императорских театров в Петербурге и Москве, в столицах официально разрешили театры, работающие на коммерческой основе. Театр на Никитской стал одним из первых в Москве театров, который действительно являлся частным. По фамилии антрепренера он назывался «Парадиз», что в переводе с немецкого означает «рай».
В 1880 году Георг Парадиз был приглашен в Петербургский Немецкий Императорский театр. Через два года приехал в Москву с несколькими актерами немецкой труппы, выступал со спектаклями на Франко-русской выставке и в летнем Немецком клубе в Петровском парке. Рискнул на зиму остаться в Москве в театре Солодовниковского пассажа, составил свою труппу. Спектакли принесли ему прибыль в 70 тысяч рублей.
Окончательно обосновавшись в Москве, Георг Парадиз познакомился с поклонницей немецкого театра Е. Ф. Шаховской. Он вдохновил княгиню финансировать строительство театрального здания на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка.
В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К. В. Терского было построен театр. Проект фасада здания в псевдорусском стиле принадлежал молодому зодчему Ф.О. Шехтелю – это была одна из первых работ архитектора, впоследствии получившего широкую известность. Фасад имел оригинальное и весьма нарядное завершение: металлическое кружево и башенки. Эти архитектурные детали были уничтожены в советский период.
Парадные залы специально спроектированы с учетом наилучшей акустики для проводившихся здесь представлений. В создании интерьеров принимали участие великие художники М. Врубель, В. Васнецов, В. Поленов.
Проект театра «Парадиз»
Еще в процессе строительства Шаховская Е.Ф. сдала театр в аренду Георгу Парадизу, а по завершению строительства Парадиз заключил арендный договор на 12 лет. Но здесь успех стал изменять антрепренеру. Новая труппа была неудачно составлена, театр часто пустовал. Не спасала положение и субаренда зала.
В 1892 году Георг Парадиз был объявлен банкротом, его движимое имущество продано с публичного торга. Разорившись, он продолжал организаторскую театральную деятельность в разных направлениях, но уже не брал залы в длительную аренду.
В 1893 году Щукин Я.В. стал проводить в театре «Парадиз» спектакли труппы Русской оперетты. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. Впоследствии продолжительное время театр назывался "Интернациональным", здесь гастролировали иностранные и петербургские труппы.
1 Mая 1899 года в театре давали чеховскую "Чайку" - комедию в четырех действиях для единственного зрителя. Им был - сам автор. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторила спектакль специально для него. В этом театре состоялось первое выступление С. В. Рахманинова как дирижера Русской частной оперы.
10 комментариев, последний 20 февр. 2016