Однажды я ехал я на машине по Бульвару Яна Райниса мимо метро Сходненская, потом метров через 200 свернул налево и оказался на улице Аэродромной. Слово «аэродром» всегда извлекает из моей памяти множество ностальгических воспоминаний. Мои отец, мать, дед, бабка, моя супруга, да и я сам в отдельные периоды своей жизни были связаны с авиацией – ГВФ или ВВС. Стыдно признаться, но до сих пор, услышав доносящийся сверху шум авиамоторов, я, словно мальчишка, тут же останавливаюсь и пристально вглядываюсь в небо, зачем-то пытаясь отыскать в его глубине белоснежный силуэт крылатой машины, стремительно скользящей высоко над землей в неведомы дали… Поэтому, как только я прочел название улицы на стене старой, пока ещё не добитой реновацией пятиэтажки, мой мозг тут же сформулировал вопрос: а где же здесь аэродром?
Я надеюсь, что если современному жителю р-на Северное Тушино задать вопрос: «А где здесь у вас аэродром?», то он сначала растеряется, но затем всё же соберется, призадумается, почешет пальцем за ухом (тем самым вызвав импульс в головном мозге), и в итоге ответит: «Недалеко от станции метро Тушинская, где сейчас стадион Спартак».
Совершенно частично правильный ответ – аэродром там был, да сплыл. До Великой Отечественной войны Центральный аэродром Осоавиахима в Тушино являлся одной из главных достопримечательностей столицы: там в день ГВФ проходили Воздушные парады и представлялись новинки советской авиатехники.
После войны деятельность аэродрома постепенно пошла на спад, а переориентация курса страны с социализма на капитализм его окончательно добила. Аэродром ликвидировали, и бывшее летное поле с «законсервированной» под ним станцией метро превратилось в заманчивую площадку для постройки жилых домов. В итоге в наши дни никакой авиацией здесь уже не пахнет – ее полностью вытеснили футбол и жилищное строительство.
Но не будем вспоминать о грустном и вернемся к улице Аэродромной. Если вы внимательно рассмотрите ее местоположение на плане Москвы, то заметите, что от неё до Тушинского аэродрома ой как далеко. Почему же она получила такое название?
Оказывается, еще в 30-х годах прошлого века помимо общеизвестного Тушинского, находившегося около излучины Москвы-реки, в трёх км от него функционировал другой малоизвестный аэродром. Он располагался вблизи деревни Захарково, с 16 века (если не ранее) растянувшейся цепочкой домиков по краю глубокого оврага, позже превратившегося в бухточку Химкинского водохранилища напротив начала Химкинского бульвара, где сейчас мирно догнивают списанные из ВМФ СССР экраноплан и десантный катер:
В то время на месте водохранилища
неспешно текла мелкая речушка Химка,
из неё деревенские набирали воду для
полива огородов. А дрова они вывозили
из леса, подступавшего к самому краю
деревни. Годы шли, деревня постепенно
разрасталась, но окружающая местность
почти не менялась и даже в конце 20-х гг.
прошлого века представляла собой все
тот же большой лес, изрезанный оврагами,
где весной весело журчали многочисленные
ручейки-речушки.
Один из ручьев, именуемый Захарковским, севернее деревни втекал в Химку и за века промыл тот самый глубокий овраг, который впоследствии превратился в вышеупомянутую бухточку с экранопланом. В Захарково к тому времени уже насчитывалось 119 домов, восточная граница деревни заканчивалась вблизи нынешней ул. Штурвальной. Словом, даже в конце 20-х гг. прошлого века здесь сохранился тихий уголок окрестностей Москвы, до которого пока еще не дотянулись хваткие пальцы цивилизации и индустриализации.
На фрагменте
карты составленной в 20-х гг прошлого
века, хорошо видно, что Алешкинский лес
в те годы доходил практически до нынешней
ул. Свободы, а к северу тянулся почти до
Куркинского ш-се. Справа от Захарково
обозначено русло реки Химки, её ширина
составляла около 5-15 м. Красный флажок
поставлен в точке пересечения современных
улиц Героев Панфиловцев и Фомичевой.
Но вот наступил 1930 год, и жизнь в этом патриархальном уголке забила ключом: партией и правительством было принято решение построить здесь аэродром, не попавший ни на один «гражданский» довоенный план Москвы и крайне редко упоминавшийся в печати.
Встречаются сведения, что он начал функционировать с 1931 года и в разные годы назывался Химкинский аэродром МАГОН; аэропорт Химки; аэродром "Захарково". На нем базировались самолеты дальней авиации, совершавшие полеты за Полярный круг — Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), основанная в 1934 г.
При его строительстве большая часть Алешкинского леса была вырублена, затем местность разровняли и организовали летное поле. Решение построить аэродром на участке, где расположен многовековой лес, при первом приближении представляется по крайней мере странным. В окрестностях Москвы в те годы хватало мест с широкими ровными полями, где строительство было бы значительно менее трудозатратным. Но строить начали именно тут, в Алешкинском лесу, в итоге отодвинув его северо-западную границу почти на 3 км от Захарково - далеко за пределы современной ул. В. Лациса. А в северном направлении деревья были вырублены до нынешнего д. 103 по ул. Свободы, где сейчас расположен конный комплекс Русь и пост ДПС перед МКАД. В результате там, где раньше стоял вековой лес, возникло большое ровное поле.
У меня есть версия, объясняющая это решение, но я приведу ее в конце повествования.
В 1937 г в советской авиации произошло важное событие: рядом с аэродромом на акватории открытого в том же году канала Москва-Волга напротив Северного речного порта была организована испытательная база гидросамолетов – устроен гидроаэродром. Для них на правом берегу водохранилища организовали «водные стоянки». А при необходимости технического обслуживания и ремонта имелась возможность подъема самолетов на берег, как это видно на фото внизу, где запечатлен гидросамолет, извлеченный на сушу тросом и установленный на специальном сооружении — гидроспуске:
Для стоянок самолетов-амфибий, имеющих
шасси, неподалеку от гидроспуска
организовали небольшую ровную площадку:
Таким образом, в 30-х гг. вблизи Захарково
функционировали уже два аэродрома:
большой наземный для обычных самолетов
и гидроаэродром для «водных».
Стоит отметить, что в 30-е годы прошлого столетия Тушино и его окрестности можно было без преувеличения назвать самым авиационным местом в СССР, а может быть и во всём мире. Здесь в разные годы находились: Центральная летно-техническая школа ОСОАВИАХИМ (с 1929); в 1930 г. основана первая в СССР парашютная фабрика (Завод №1 НКЛП СССР); в 1931 г. заработал планерный завод; организованы Дирежаблестроительный институт и Воздухоплавательная школа; в 1933 г открыт Дирижаблестроительный учебный комбинат, переименованный в 1940 г в Московский Авиационно-технологический институт (МАТИ); построены 2 наземных аэродрома и гидроаэродром; возведены завод по производству самолетов и авиамоторный завод с собственным КБ. Да еще был отстроен большой Авиагородок для студентов, рабочих и служащих Народного Комиссариата Авиационной Промышленности (НКАП).
В 1937 г в Захарково был открыт учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром начал приобретать известность среди авиаторов. Здесь проводились выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику производился облет новых и отремонтированных самолетов.
В августе 1941 г. из Захарково группа советских авиаспециалистов при участии известных летчиков М.М. Громова, Г.Ф. Байдукова и А.Б. Юмашева на двух гидросамолетах вылетела в командировку в США с целью заключения договора о приобретении американских стратегических бомбардировщиков Boeing В-17. Сначала они долетели до Архангельска, потом пролетели вдоль Северного морского пути, и далее перелетев через Канаду, попали в США. Назад возвратились в декабре 1941 г.
В
начале войны на аэродроме Захарково
базировались истребители, входящие в
состав частей ПВО Москвы. В сентябре и
октябре 1941 г. там размещалась часть
самолетов 233-го истребительного
авиационного полка 6-го истребительного
авиационного корпуса (другая часть
размещалась на аэродроме Тушино).
Встречаются сведения, что в 1942 г. на аэродроме базировался 1-й Гвардейский авиационно-штурмовой корпус. Но видимо это легенда, поскольку в Приказе «О формировании авиакорпусов...» № 00196 от 10 сентября 1942 г. указано: «1-й штурмовой авиакорпус дислоцировать в районе Юркино, Дмитров ».
Первый послевоенный «полярный» вылет с аэродрома был совершен 29.09.1945 г на американском самолете «Дуглас» С-47. А в 1946 г. здесь уже базировались шесть 47-х дугласов. Стоит отметить, что в послевоенные годы в советской авиации использовалось много американских и немецких самолетов, в том числе и летающих лодок.
А в конце 40-х это место стало еще более авиационным: помимо самолетов на аэродроме Захарково начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция (ЛИС), позднее ставшая подразделением Завода №329. Здесь зарождалось отечественное вертолетостроение.
Вертолетное дело было основано в июле 1948 г, когда рядом с Захарково на Авиазаводе №82 (ТМЗ) разместилось ОКБ-4 М.Л. Миля. 20.09.1948 г с Захарковского аэродрома поднялся в воздух первый опытный вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля 1), впоследствии названный МИ-1. В 1951 году «милевское» ОКБ было перебазировано в Сокольники, но опытно-экспериментальное производство и ЛИС остались в Захарково. В 1952 г здесь испытывались опытные образцы вертолетов ВД-12, в 1954 г. МИ-3 и МИ-4. В 1956 г. в ремонтном цехе (ремзаводе) аэродрома началась сборка опытного образца Ми-6, и здесь же в в июне 1957 г. он впервые поднялся в воздух.
Одновременно с милевскими в Захаково испытывались некоторые опытные вертолеты, созданные ОКБ-2 Н.И. Камова, с 1951 по 1955 г располагавшегося рядом с аэродромом на том же Заводе №82:
Судя по одной из карт, в начале 60-х
вертолетный круг размещался немного
севернее нынешней улицы имени
летчика-бомбардировщика Клавдии
Яковлевны Фомичёвой.
В общем, когда-то эта местность в прямом и переносном смысле была густо пропитана духом авиации.
Улетали годы, близился конец 50-х… И тут в Москве широким фронтом развернулась эпоха больших хрущёвских преобразований. Вокруг столицы начали прокладывать кольцевую автодорогу, что вызвало перемещение в пространстве границ города. Территория, «окольцованная» МКАД, стала Москвой, а выходящая за пределы кольцевой осталась Московской областью. В результате областной город Тушино стал одним из московских районов, Захарковский аэродром было решено ликвидировать, а его территорию застроить домами для коренных и новоявленных москвичей.
В марте 1960 г. был издан приказ «О перебазировании специалистов 247 АО ПА на аэродром Шереметьево и ликвидации аэропорта Захарково». Видимо в этом же году полеты самолетов с аэродрома прекратились. И если переселенцы первой волны 1962-63 годов, гуляя по бывшему летному полю, еще имели возможность определить местоположение главной части аэродрома по останкам посадочных сигналов,
то многие переселенцы образца 1966 г (по
воспоминаниям старожилов) о существовании
в этом месте аэродрома даже не подозревали
– в тот год заросшее бурьян-травой
летное поле уже было частично застроено
домами, и ничто не напоминало о его былом
назначении...
Снимок 1966 г: флажок обозначает
условный центр аэродрома (по состоянию
на 1942 г); красная стрелка указывает на
участок территории, где в тот год еще
оставались целыми здания инфраструктуры
- ремзавод и авиаремонтные мастерские;
желтая – где сейчас выход из ст. метро
Сходненская у дома 2, где когда-то
находился тоже ставший теперь историей
кинотеатр Балтика
103 комментария, последний 04 авг. 2023