Забытый аэродром Захарково

обсуждение публикации
Тушинский хомяк

Забытый аэродром Захарково

Я надеюсь, что если современному жителю р-на Северное Тушино задать вопрос: «А где здесь у вас аэродром?», то он сначала растеряется, но затем всё же соберется, призадумается, почешет пальцем за ухом (тем самым вызвав импульс в головном мозге), и в итоге ответит: «Недалеко от станции метро Тушинская, где сейчас стадион Спартак».
Спасибо! Исследование истории аэродрома получилось интересным и познавательным.

Спасибо, что собрали все исторические факты в одну статью!

Хорошо написано! Помнится, я сталкивался уже с вашей статьей на другом авиационном форуме.

Статья является финальным вариантом ранее написанного очерка. В нее включены дополнительные сведения и исправлены ошибки, допущенные в очерке.

Формат данного сайта позволяет делать авторское редактирование, поэтому если в последующем мне попадутся какие-либо дополнительные любопытные факты об аэродроме Захарково, постараюсь их вставить в текст рассказа.

Спасибо за отзывы


Отличный материал!

В детстве и юношестве я жил в 3-м подъезде дома №16 по ул. Свободы (до 1960 года нумерация была от деривационного канала, и дом был №7). В основном квартиры там (и отдельные и коммунальные) выдавались сотрудникам Захарковского аэродрома, МАГОНа.

Народ был тертый, прошедший и войну и арктические перелеты. Быкадоров, Невьянцев, Илюшкин, Бахтинов, Ананьев... Из жильцов подъезда еще можно отметить Александра Сергеевича Полякова, командира Ил-18, два раза впервые летавшего в Антарктиду. После первого полета кроме Героя соцтруда получил отдельную квартиру на Тушинской улице. После второго - второй орден Ленина и квартира на Комсомольском проспекте.

Над домом летом беспрерывно трепетали купола парашютов, выписывали фигуры спортивные самолеты - все сборные СССР тренировались на Тушинском аэродроме.

Единственно, в чем поправлю автора - границы аэродрома были шире, чем на его планах. Мало кто знает, но ДО "Братцево" был в те годы гостиницей Аэродрома. Ну и район Радиомаяка хоть немного но еще напоминает о себе.

Да, последние летающие лодки на Химкинском водохранилище были Бе-6

"Единственно, в чем поправлю автора - границы аэродрома были шире, чем на его планах"

Здесь ошибки нет. В статье границы аэродрома обозначены по состоянию на 1942-43 гг. (о чем указано в тексте), так как имеются фото немецких самолетов-разведчиков, позволяющие точно привязать существующие в те годы границы летного поля к современным координатам.

После войны летное поле начало как бы сдвигаться в северо-западном направлении, и точно привязать его границы конца 50-х начала 60-х гг к современным адресам не представляется возможным из-за отсутствия планов аэродрома тех лет

Можно лишь предположить, что в северо-западной части летное поле немного не доходило до современной улицы В. Лациса.

Встречаются сведения, что он начал функционировать с 1931 года и назывался Захарковский аэродром ГВФ Управления полярной авиации Главсевморпути.
Управление Полярной авиации Главсевморпути было образовано в 1936 году и отношения к ГВФ не имело.Только в 1960 году Управление Полярной авиации Главсевморпути было передано в ведение Министерства гражданской авиации.

Разделять ГВФ и заводы тоже неправильно. Самолетостроительный завод образован в подмосковном Тушино в 1932г. сначала под наименованием завод № 62 в ГУ ГВФ. Тогда задачей НИИ ГВФ было проектирование и постройка опытных цельнометаллических пассажирских самолётов, испытания и ввод их в эксплуатацию. Вполне логичный комплекс одного ведомства - НИИ,завод,аэродром.

Статья - А мы из Захарково!

http://www.aviasouz.com/57.pdf


Спасибо большое! Про вторую кирпично-асфальтовую полосу не знал и даже краем уха не слышал... Интересно, где она находилась...

По моему, она здесь просматривается.

http://www.retromap.ru/m/#0519661_55.855816,37.440590

Если я правильно понял то пересечение Героев с Фомичёвой начало полосы.

Отдельные моменты этой статьи http://www.aviasouz.com/57.pdf лично у меня вызывают скепсис.

1. Аэродром находился не вблизи Алешкино (как пишет автор), а вблизи дер. Захарково, что в общем то явствует из его названия.

2. Асфальто-кирпичных полос не бывает, по крайней мере мне не разу не встречалось такое название покрытия. Обычно в 60-х гг стационарные ВПП были из асфальто-бетонных плит, или точнее из ж/б плит. Автор явно что-то напутал.

3. Бетонной ВПП в Захарково не было по крайней мере до 1954 г. А возможно, что ее не было никогда. Как-то я познакомился с одним дедком, который в 60-х гг занимал какую-то важную должность на аэродроме Тушино - отвечал за все инженерные сооружения. Он рассказал, что поскольку в Тушино не было ж/б ВПП, то перед весной и осенью когда грунт раскисал, самолет, возивший по стране А.И. Покрышкина и базирующийся в Тушино, перебазировали на ближайший аэродром с а/б ВПП - Шереметьево. Отсюда можно сделать предположение, что в Захарково а/б ВПП не было, но могла быть "стационарная" грунтовая ВПП, такое встречалось.

4. Та светлая проплешина, что видна на снимке со спутника 1966 г, вряд ли а/б ВПП, потому что слишком широка - около 70 м. Для сравнения: даже на современном аэродроме Шереметьево ширина полосы 60 м, а в Захарково в 60-х не садились такие большие самолеты, как сейчас в Шереметьево.

Да и для грунтовой ВПП 70 м тоже слишком широко. Да и длина ее не 1000 м, как пишет автор, а около 500 м. если даже брать ее начало от Химкинского б=ра


oitss1, вариантов названия аэродрома встречается много. Например, по документам 1939-43 гг. аэродром Захарково проходит под названием Химкинский аэродром МАГОН

В принципе могу подредактировать свою статью, хотя вряд ли такие мелкие нюансы будут интересны современным читателям

Не знаю, как ВПП - но в середине 60-х, помню, когда на аэродроме остались одни вертолёты, их стоянка была покрыта стальными перфорированными листами, сцеплявшимися друг с другом.

Мы туда часто бегали смотреть на вертолёты, однажды технари - молодые ребята - даже разрешили нам залезть в кабину Ми-10. Помню, меня очень впечатлила здоровенная панель, вся усыпанная тумблерами и лампочками, на месте бортинженера...

ВПП из кирпича в те времена встречались. http://avia.pro/blog/aeroport-astrahan-narimanovo

То, что самолет Покрышкина не могли обслуживать на гражданском аэродроме – объяснимо.

Понятно, что у аэродрома совместного базирования названий будет много.

Но есть упоминание приказа НКАП/ГУГВФ №278/20 от 27.3.41 г. заводу был передан Тушинский аэродром НИИ ГВФ

И из http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=619&start=15

Аэропорт МАГОН ежегодно платит по 150 тыс. руб. за аренду земельного участка МАПу, а за обслуживание аэродрома, за эксплуатацию наземных технических средств по обслуживанию самолётов МАПа аэропорт МАГОНа счетов МАПу на оплату не представлял.

То есть МАГОНу аэродром никак не принадлежал.

Есть хорошая книга

Андрей Болосов

Полярная авиация России в 2 книгах (до и после 1945 г.) Я купил в Литресе. Думаю, и бесплатные варианты есть. Там много приведено данных и по людям, и по технике, и по аэродромам. Рекомендую.


ВПП из кирпича в те времена встречались. http://avia.pro/blog/aeroport-astrahan-narimanovo

Ну это вряд ли, разве что была укреплена битым кирпичом рулежка, о ней видимо и написано по ссылке. А "асфальто-кирпичная ВПП" это вообще что-то из области фантастики.

Писавший статью дедок видимо перепутал с ВП укрепленную битым кирпичом рулежку, либо что более вероятно укрепленные им самолетные стоянки. С момента работы человека в Захарково прошло 55 лет, за это время он многое позабыл, а также мог вспомнить то, чего на самом деле не было. Такие свидетели обычно самое слабое звено среди исторических источников

То, что самолет Покрышкина не могли обслуживать на гражданском аэродроме – объяснимо.

Речь идет не об истребителе, на котором тот летал во время войне, а об обычном транспортнике, который был приписан к ДОСААФ и возил Покрышкина . Но тут уже я был не прав, Покрышкина поставили на ДОСААФ в 1972 г когда аэродрома Захарково уже не было. Т.е. этот факт вопрос с "кирпичноасфальтированной" ВПП никак не проясняет, и лишь дает сведения о том что ж/б ВП не было на аэродроме Тушино

Я служил срочную в полку на аэродроме. Это было на Украине. В нескольких километрах от нашего аэродрома была взлетка, выложенная немцами из кирпича во время войны. Территория была под оккупацией около 2,5 лет. Успели, гады.

P.S. Насчет "дедка" получилось хамовато. Не надо похлопывать по плечу людей поколения, которому мы многим обязаны.

Нашел у Родионова:

13 января 1943 г. по приказу № 14с в состав завода № 82 (ГС Завод № 82 НКАП, МАП, МосСНХ, МОП, Тушинский Машиностроительный Завод (ТМЗ) ГКАТ, ОАО «ТМЗ» / г. Тушино Московской обл. ул. Молотова (1947 г.)/ /123362г. Москва ул. Свободы, 35 тел. 493-30-47) влит завод № 290 НКАП со всем оборудованием и личным составом. 9.05.1944 г. вышло постановление ГКО № 5850 о строительстве заводской ВПП.

Может быть это есть эта самая кирпично-асфальтовая?

P.S. Насчет "дедка" получилось хамовато. Не надо похлопывать по плечу людей поколения, которому мы многим обязаны.

С чего вы решили что "дедок" это хамство? В моем понимании дедок это бодрый мужчина за 80, сохранивший разум. С удовольствием останавливаю таких на улице когда вижу, задаю им интересующие меня вопросы.и часто получаю очень интересные сведения.

Может быть это есть эта самая кирпично-асфальтовая?

Ну тогда уж просто кирпичная, хотя повторюсь: никогда не встречал сведений что в СССР строили взлетные полосы, выкладывая кирпич.

https://old.topos.memo.ru/tushinskie-lagerya

О лагере строителей ВПП завода № 82.

Как-то давно я выудил из сети вот вот такую картинку.



Могу предположить, что это фрагмент схемы пассажирского транспорта Москвы, год определить затрудняюсь, ориентировочно пятидесятые гг.

Можно предположить, что 3 полоски условно показывают местонахождение ВПП, только непонятно почему их аж 3. Красный прямоугольник это видимо комплекс зданий - ангар и дома рядом с ним

Это все-таки схема, а не карта. Их специально несколько искажали. Поэтому количество и направление ВПП здесь условное. Ни на одном аэродроме не будут делать три параллельные полосы, если это не авианосец)))

Удивляет что на плане указали истинные номера оборонных заводов

Схем общественного транспорта Москвы было не так много, вроде все их я видел. 62, 102 автобус адресуют в 50-60-е годы, вы правы. Никаких номеров заводов быть не могло, здесь вы тоже правы. Но это не карта, сравните с оформлением топографических карт. Может, какая-нибудь ведомственная схема??

Там чуть ниже на плане указан 500 завод (такая надпись), еще ниже изображена ж/д и аэродром Тушино, но без всяких надписей. На аэродроме Тушино тоже нанесены похожие 3 полоски в том месте, где были самолетные стоянки.

Так что скорее всего на плане где Захарково эти 3 полосы означают не ВПП, а стоянки самолетов

И мне думается что это точно не схема движения гортранспорта, т.к. на ней не нанесен маршрут трамвая, да и маршруты автобусов тоже. Просто кружочком показаны места их конечных остановок, а откуда они ходят из плана не ясно

Много зданий на заднем плане.

http://waralbum.ru/254588/

Мне кажется, что это не Захарково... Больше похоже на Ходынку.

Везде пишут - "12 самолетов "МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ" был вручены делегацией артистов Малого театра на подмосковном аэродроме Захарково 8 июня 1944"

https://toroplivka.livejournal.com/

Я отлично помню эту фотографию, но привязать её к Захаркову не получилось.... Первое, что смутило, два рядом стоящих ангара (левый верхний угол) и самое главное, если присмотреться, то на заднем плане стоит несколько ИЛ-4 или ДБ-3Ф относящиеся к АДД, на Захарковском аэродроме они никогда не базировались (по крайней мере с подобными упоминанием я не сталкивался).

Есть съемки этого события - сюжет с 27 минуты

https://my.mail.ru/list/donata/video/223/513.html

Похоже что это аэродром авиазавода № 301 в Химках.

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись