Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в Киеве 25 декабря 1909 года, по старому стилю, или 7.01.1910 по новому стилю. Но так как в его документы никогда не вносили никаких изменений, своим днем рождения он считает 25 декабря 1909 года по новому стилю.
Он закончил Харьковский технологический институт, накануне войны переехал в Киев, эвакуировался вместе с Киевским авиазаводом. Тяжелые пути эвакуации привели его в Куйбышев (ныне — Самара) в конструкторское бюро А.И. Микояна, с которым он свяжет последующие 35 лет своей жизни. Под его руководством создаются двигатели для реактивных истребителей МиГ-17, МиГ-19, Миг-25.
В 1965-м фирме Микояна ставят задание: создать машину, способную вести разведку на недосягаемой для ПВО США высоте, служить космическим истребителем и быстро выводить на орбиты спутники.
Проект «Спираль» появился как ответ на схожую американскую программу X-20 «Dyna Soar»
Эта программа создания пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщикаразрабатывалась с 1957 года по 1963 год. Заказчик программы — ВВС США; разработчик — Boeing.
Программа насчитывала три стадии — атмосферные тесты, суборбитальные запуски и орбитальные полёты. За основу разработки была взята концепция немецкого орбитального бомбардировщика Ойгена Зенгера военных времён. Выведение Х-20 на орбиту предполагалось различными модификациями ракеты-носителя «Титан».
Управление аппаратом на всех участках полёта осуществлялось вручную пилотом, автоматическое управление отсутствовало. В качестве посадочного шасси из-за высоких температурных нагрузок использовались разработанные фирмой Goodyear полозья с гибкими металлическими щётками. Первый полёт планировался на 1 января 1966 года, но программа была свёрнута.
«— Идея авиационного старта в космос тогда, как говорится, витала в воздухе, — вспоминал Лозино-Лозинский. — А в 65-м году, не помню уж в каком месяце, меня пригласил к себе Артем Иванович и сказал, что нашему КБ поручено создать боевой многоразовый орбитальный самолет с ракетным ускорителем, который выводился бы в космос, стартуя с самолета-разгонщика. «Думаю назначить тебя главным конструктором, — сказал Микоян. — Ну как, возьмешься за такую работу?» Разумеется, я не мог от этого отказаться…
Рождается замысел суперсистемы "Спираль”, состоящей из орбитального самолёта, который по технологии «воздушный старт» выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, При этом задача ГСР состояла в выводе всей системы на высоту 28-30 километров, где на скорости 6 Махов происходила расстыковка. ОС с ракетным ускорителем устремлялся ввысь, а разгонщик садился на базу.
Технический проект был отправлен в ОКБ-155 А.И.Микояна Г.Е. Лозино-Лозинскому.
Задача системы «Спираль»:
1. Разведка состояния ключевых мирных и военных объектов и местонахождения атакующих подразделений потенциального противника, особенно в угрожаемый период и после начала войны;
2. Уничтожение подвижных и малоразмерных целей (их размер не должен превышать радиус максимально допустимого отклонения ракеты от цели), а также площадных целей в короткий срок;
3. Инспекция и уничтожение спутников и других объектов в космосе;
4. Безопасная, надёжная и регулярная доставка людей и грузов на орбиту и космические станции.
На проект «Спираль» институтами МАП и МО было сделано семь заключений (соответственно, от ЦАГИ, ВИАМ, ЦНИИ-30, ЛИИ, ЦИАМ, НИИ-2 и НИАТ), и все они были положительными, что доказывает техническую осуществимость проекта и его необходимость для обороноспособности страны.
В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полету на «изделии-50» – так в ЦПК зашифровывался орбитальный самолет по программе «Спираль» (Приближалась великая дата – 50-е Октябрьской революции).. В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую лётную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов.