Обелиски лётчикам в Алёшкино

воинское захоронение времен ВОВ
kukukuzia

В восстановлением могилы лётчиков и поиском родственников погибших занимались учащиеся 644 школы, случайно наткнувшись на неё в лесу, в конце 70-х, начале 80-х годов. В то время моя матушка работала там зав.учем.





https://wikimapia.org/17225059/ru/%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-312-%D0%B3%D0%BE-%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0

Lew

По могилам в лесу очень много неувязок.

Дело в том, что аэродром Захарково в 1941 г для полетов не использовался (не действовал), там с стояли зенитные батареи ПВО Москвы, а по центру летного поля был проложен противотанковый ров.

Кроме того, братские могилы погибших в боях красноармейцев (в том числе летчиков) устраивались только в зоне боевых действий. А в тылу захоронения погибших или умерших в госпиталях проводились на обычных кладбищах. Поэтому совершенно не понятно каким образом возникли эти 2 захоронения, почему вдали от общего кладбища и поселений на краю леса, и почему они остались в безызвестности аж до 80-го года. Причем похороненные авиаторы умерли в разные дни, и в добавок (как написано на обелисках) один был летчиком, а другой техником (не летный состав)

Это вопрос, который еще ждет своего исследователя.

assaur
Lew

Вот ссылка на Мокроусова из ЖБД 312 шап.

ЖБД дает сведения только о боевых действиях и их результатах, там даже не конкретизируется кого именно сбили, где именно упал самолет, погиб ли экипаж, и уж тем более нет сведений о месте захоронения.

Мне думается что дальнейшее обсуждение данного вопроса нужно вынести в отдельную ветку, здесь офтоп

kukukuzia


Вставил.

Поддержу Lew - по поводу выделения в отдельную ветку.

assaur

Сейчас базы МинОбороны дают возможность получить данные. Например в "Памяти народа" (Оперсводка штаба 47 САД) о гибели Мокроусова написано:

"Капитан Мокроусов попал в сильный туман и при посадке в р-не ст. Сходня разбился."

В ЖБД 312 шап в записи от 29.11.41 г. гибель Мокроусова отражена.

В документе, выложенным kukukuzia ясно написано: место захоронения - Тушино, северо-восточная окраина аэродрома (и это, исходя из месторасположения захоронения, точно не Тушинский аэродром). Это значит что 312 шап работал с аэродрома о котором Lew писал, что он был нерабочим.

Кстати его имя дважды упоминалось в газете "Сталинский сокол":

http://stsokol.ru/stsokol/11.1941/02.11.41/01_11/0...

http://stsokol.ru/stsokol/11.1941/02.11.41/01_11/01.11.41_5_fio.html

http://stsokol.ru/stsokol/11.1941/02.11.41/02_11/0...

http://stsokol.ru/stsokol/11.1941/02.11.41/02_11/0...

Lew

"В ЖБД 312 шап в записи от 29.11.41 г. гибель Мокроусова отражена."

Вы когда работаете с историческими источниками читайте написанное буквально и избегайте самовольных истолкований. В ЖБД лишь написано, что 29.11.41 группой самолетов 312 шап. (7 машин) под командованием ст. л-та Мокроусова был произведен вылет на штурмовку, и из вылета не вернулся один самолет. Сведений о том, какой летчик его пилотировал и что с ним стало (погиб он или нет) в ЖБД НЕ ИМЕЕТСЯ.


Если же внимательно прочитать другой представленный в ветке исторический документ - журнал о захоронениях, то можно увидеть, что Симаков П.С. и Мокроусов Н.П. были похоронены в одиночных могилах в "Тушино, сев. вост. окраина аэродрома".

Из записи совершенно очевидно, что имеется в виду северо-восточная окраина Тушинского аэродрома, где в то время базировался 312 Ш.А.П. То есть если буквально читать то, что написано в источнике, то могилы были расположены рядом с деревней Тушино, окраина которой как раз и располагалась вблизи северо-восточной части летного поля.

Следовательно, к аэродрому находящемуся вблизи дер. Захарково это захоронение судя по всему никакого отношения не имеет. Аэродром в Захарково никогда не назывался аэродромом в Тушино и наоборот. И как я ранее писал осенью 1941 года Захарковский аэродром не действовал.

В дополнение могу заметить, что в конце 1941 г. погибших военнослужащих В ТЫЛУ захоранивали либо на общих кладбищах, либо в братских или (совсем редко) одиночных могилах вблизи деревень, и на могилах после войны ставили обелиски или памятники.

Но никогда не встречал я случая чтобы в тылу (как минимум в 20 км. от линии фронта) военнослужащих захоронили вдали от населенных пунктов на краю леса, не поставив даже обелисков, словно каких-то разбойников, побитых стражниками в лихие петровские времена у большой дороги.

Так что версия о том, что рядом с ул. В. Лациса действительно похоронены погибшие в войну авиаторы мне представляется сомнительной, но это мое ИМХО - никому не навязываю


Lew

"Это значит что 312 шап работал с аэродрома о котором Lew писал, что он был нерабочим."

Буду вам очень благодарен, если вы приведете из 4-х указанных вами источников хоть одну фразу, из которой можно сделать ТОЧНЫЙ вывод, что упомянутая в заметке Н-ская авиачасть совершала вылеты с Захарковского аэродрома.

Вот здесь есть упоминание "Начиная с 28 ноября 1941 г. летчики 47-й сад, базировавшейся на аэродромеТушино (312шап на Ил-2 и 519-й иап на МиГ-3), впервые применили, как оказалось впоследствии, очень эффективные реактивные снаряды РБС-82" http://www.airpages.ru/ru/il2_8.shtml

Совершенно ясно написано что 312 ШАП в конце ноября базировался на Тушинском аэродроме


assaur
Lew, цитата:
В ЖБД лишь написано, что 29.10.41 группой самолетов 318 Ш.А.Б. (7 машин) под командованием ст. л-та Мокроусова был произведен вылет на штурмовку, и из вылета не вернулся один самолет. Сведений о том, какой летчик его пилотировал и что с ним стало (погиб он или нет) в ЖБД НЕ ИМЕЕТСЯ.

Вы дату перепутали: не 29.10.41, а 29.11.41.

Lew

Спасибо за поправку, описку исправил, конечно месяц ноябрь


Вот интересно а) вскрывались ли места предполагаемого захоронения; б) что при этом обнаружено и по каким признакам было установлено, что обнаруженные останки (если они там были найдены) принадлежат именно вышеупомянутым авиаторам?

Или просто обнаружили в лесу холмики ну и решили что здесь две могилы, и могилы именно авиаторов, погибших в ноябре 41-го. А раскоп не производили

kukukuzia
Здравствуйте! Я Дмитрий-внук Мокроусова Никиты Поликарповича. Никита Поликарпович -папа моей мамы. История такая- У моего деда были трое детей-Надежда,Лидия и Виктор. Жена-Клавдия. Весть о начале войны застала в Прибалтике и дед посадил семью в товарный поезд и отправил в тыл. Похоронка пришла с информацией,что Мокроусов похоронен на общем кладбище,но при прибытии на место бабушка Клава не обнаружила могилку и выбрала условно,с затёртой табличкой могилку.Много лет считалось эта могилка Деда. В 80 м году году нас и всех род ственников розыскали красные следопыты,сообщив,что найдено место захоронение двух лётчиков. В школьном лесочке были два бугорка-очень похожие на могилки.В последствии подтвердили свидетели-местные жители,что были свидетелями захоронения двух летчиков. После проделанных процедур были индефицированы личности захороненных.Один из них мой дед-Мокроусов Никита Поликарпович. Если интересно,то задавайте вопросы. Дмитрий.Киев. Dmitriy_anin@ukr.net +380676564828 Вайбер и Вотсап.

https://wikimapia.org/17225059/ru/%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-312-%D0%B3%D0%BE-%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0

kukukuzia

Москва в ноябре 1941 г. считался прифронтовым городом, глубина же зоны боевых действий способна достигать более 100 км, поэтому аэродром Захарково никак не мог относится на тот период к тылу. Так же существует масса примеров тому, что умерших в госпиталях, расположенных в населённых пунктах, хоронили не на местных погостах. (Д. Баранниково, Конаковский р-н). Как это модно говорить сейчас в шаговой доступности. Но это об умерших в госпиталях... Погибших лётчиков и наземный персонал чаще всего хоронили в границах аэродрома... это по памяти моей красноследопытской деятельности связанной с боевым путём 125-го ГБАП. Да и не только во время войны, не зря же говорят, там где кончается порядок, начинается авиация.... https://mitino.ru/forum/16730/2012-06-15/zabyityij-obelisk-na-okraine-mitino

Lew

"Погибших лётчиков и наземный персонал чаще всего хоронили в границах аэродрома..."

Ну я не оспариваю факт, что погибших при авианалетах либо при авиакатастрофах летчиков и техников во время ВОВ могли хоронить в границах аэродрома. Но если буквально читать запись в журнале о захоронениях, выходит что Симаков П.С. и Мокроусов Н.П были захоронены на Тушинском аэродроме, где в те годы базировалась 47-я сад куда входил 312 шап, находящийся там же.

Но не в границах Захарковского аэродрома, где в то время авиачастей не было.

Еще хочу поправится, я выше написал: "то могилы были расположены рядом с деревней Тушино, окраина которой как раз и располагалась вблизи северо-восточной части летного поля." Не правильно.

Если ориентироваться от условного центра аэродрома, то дер. Тушино находилась на севере-северо-западе.

А северо-восточный край летного поля находится за стадионом Спартак. Возможно, в ноябре 41-го там было устроено маленькое военное кладбище, которое после войны перенесли.


Версия, что авиаторов из частей, базирующихся на Тушинском аэродроме (и там же, либо неподалеку погибших) зачем-то повезли хоронить к Алешкинскому лесу (причем только двух, да еще погибших в разные дни и в разных местах) представляется мне совершенно не убедительной. Всё в ней притянуто за уши

Lew

Есть еще одно важное обстоятельство, которое почему-то никем не было замечено.

Допустим, что запись в журнале о захоронениях «...Тушино, сев. вост. окраина аэродрома» подразумевает не Тушинский аэродром, а Захарковский.

Если внимательно изучить фотоснимок немецкого самолета-разведчика, произведенный предположительно осенью 1941 г., то можно установить, что с-в окраина аэродрома тогда проходила примерно в 100 м от нынешней ул. Фомичевой, шла примерно параллельно ей, но чуть ближе к Алешкино. Значит (по данной версии) именно там нужно искать могилы авиаторов, ориентируясь по записям в журнале

А место, где сейчас стоят обелиски, находится в северо-западном направлении, и не на окраине, а почти в 1 км от северо-западного края летного поля по состоянию на осень 41. И находилось оно вовсе не на лесной опушке, а примерно в 200 м от нее. В те годы данное место находилось примерно в 1,4 км от Алешкино (если по прямой) и примерно в 2 км от Петрово. Постоянных наезженных дорог, ведущих к этому месту, в то время не было, ибо ездить туда было не за чем. Судя по снимку 1941 г. тогда там находилось болотце, из которого вытекал ручей, затем стекающий в узкий глубокий овраг, впоследствии при застройке района в 60-х засыпанный и превращенный в часть ул. Лациса.

Короче говоря в то время это место было во всех отношениях очень неудобным для устройства военного кладбища, и (как я ранее уже упоминал) более простым и логичным решением было бы захоронить авиаторов на том аэродроме, где они тогда проходили службу — на Тушинском. Что по всей видимости и было в действительности, о чем прямо написано в журнале о захоронениях. И тут уже встает другой вопрос - что далее стало: остались ли могилы на аэродроме, либо после войны были перенесены в другое место.

Естественно, что в конце 70-х наткнувшиеся в лесу на подозрительные холмики пионеры не обладали таким массивом информации, что мы обладаем сейчас, сделали предположение, что холмики это 2 неизвестные могилы; обнаружили журнал с записями о захоронении двух авиаторов на аэродроме в Тушино; и зная от родителей, что неподалеку от холмиков в 50-х располагался аэродром, решили, что именно там осенью 41-го базировался 312 шап, следовательно в журнале сказано именно о Захарковском аэродроме

А версия о захоронении на Тушинском аэродроме им даже в голову не пришла.

Вот так и рождаются легенды...

Ostland

Вообще странно, что краеведение проводится по немецким аэрофотосъемкам, а не по рассекреченным (сколько лет-то прошло!) подробным и точным советским.

Lew

По моему мнению при оценке действительности какого-то исторического события (в данном случае действительности захоронения двух погибших в 1941 г военнослужащих 312 шап в окрестностях ул. Лациса) необходимо произвести тщательный анализ всех относящихся к делу материалов, в том числе и снимков немецкой авиаразведки данного участка местности по состоянию на осень 1941 г.

И самое важное (о чем я писал выше) нигде нет сведений о том, был ли вообще сделан раскоп предполагаемых могил и что в результате было установлено.

У меня возникли сильные сомнения в компетенции поисковиков, по чьей инициативе возведены обелиски. Например, на обелиске Мокроусова написано что он капитан, а ЖБД и газете Сталинский сокол написано что он старший лейтенант.

kukukuzia


В информации о выбытии он упоминается уже как капитан. В начале ноября он был представлен к ордену БКЗ, учитывая его капитанскую должность следом мог идти и приказ о присвоении ему очередного или внеочередного воинского звания... Судя по всему он пришёл уже после его гибели... впрочем как и Указ о награждении.

Lew

В информации о выбытии он упоминается уже как капитан.

Вот откуда вы все это берете?

Н.П. Мокроусов не мог быть капитаном, так как еще в начале ноября 41 г он был всего лишь лейтенантом (см. Сталинский сокол 02.11.1941 заметка "Снегопад"). И в этом же номере в статье "Штурмовики против танков " он уже назван старшим лейтенантом, видимо заметки писали разные корреспонденты в разные дни, одну кода он еще был л-т, а другую когда ему уже присвоили ст. л-т. Между прочим на имеющейся в наградном листе фото у него еще звание лейтенант - видимо даже не успел сфотографироваться, не до того было.

И видимо незадолго перед гибелью он уже был назначен командиром эскадрильи, поэтому в день гибели и являлся старшим группы из 7-ми штурмовиков (см. запись в ЖБД где он записан как старлей).

Наградной лист был составлен видимо 5-го или 6-го ноября, т.е. когда ему уже присвоили ст. л-та.

На мой взгляд источников вполне достаточно для правильных выводов.


assaur

1. В день своей гибели он вел пару. Имел звание "капитан". (Источник: оперсводка штаба 47 сад за 29.11.41 г.). Вы опять перепутали дату.

2. В газете заметку в первом случае (где, как вы пишите, "он лейтенант") писал "наш спецкорр", а вторую (где он ст. лейтенант) писал командир дивизии Толстиков. Разница существенная.

3. Фото Мокроусова (где он лейтенант) на сайте не с наградного листа. Фото в наградных вообще большая редкость.

4. Мокроусова привезли с места гибели (ст. Сходня) и похоронили на аэродроме. Значит, если это было не на Тушинском аэродроме, а у нас, то надо искать место, где был расквартирован полк. Деревня или жилые постройки уже существующего аэродрома.

Lew

Коллега, у вас очень дельная поправка, я действительно перепутал дату, но что меняется по сути?

Открываем ЖБД за 29 ноября 1941 г. и видим там запись, что на выполнение б/з вылетели 2 самолета, и при выполнении задания Н.П. Мокроусов был убит в результате действия зенитной артиллерии противника и самолет БЫЛ СБИТ. А в начале этой ветки (по официальной версии) было сказано, что летчик погиб из-за того, что заблудился в тумане, и разбился в р-не станции Сходня.

2. Не важно кто писал в газету, важно лишь понять, что заметки в ней опубликовывались спустя некоторое время после их написания. Одна когда он был в звании лейтенант, другая чуть позже когда он уже получил старлея.

3. Если у вас есть фото Мокроусова в знаках капитана - будьте любезны, покажите. А пока мы имеем лишь фото в знаках лейтенанта - остальное ваши фантазии.

4. "Мокроусова привезли с места гибели (ст. Сходня) и похоронили на аэродроме. Значит, если это было не на Тушинском аэродроме, а у нас, то надо искать место, где был расквартирован полк" - будьте любезны, укажите источник, в котором четко сказано, что в ноябре 1941 года вблизи деревни Захарково на аэродроме был "расквартирован полк", или говоря нормальным языком стоял 312 шап. Я прочитал много книг про советскую авиацию и ни разу не встречал упоминания, что какое-то авиационное соединение в 1941 году работало с Захарковского аэродрома.

Если вас не затруднит, представьте ссылку на копию БУМАЖНОГО ДОКУМЕНТА, где Н.П. Мокроусов упоминается в звании капитана

assaur
assaur

Важно кто писал материал в газету. Вряд ли комдив Толстиков сам писал материал, вероятнее всего это делал "специально обученный человек". Это часто практиковалось. Толстиков мог лишь завизировать материал. А это значит, что материал был им прочитан и явные ошибки были исправлены.

Lew

Спасибо за предоставленный документ. Вопрос о звании прояснен, видимо звание капитан Мокроусов получил незадолго до гибели, поэтому в Сталинском соколе он еще упоминается как старлей.

А вот причины гибели летчика противоречивы: в ЖБД указано что потеря боевая (сбит зенитной артиллерией), а в оперсводке значится как не боевая.

Кстати в оперсводке указано Тушино, а не Захарково, в очередной раз подтверждаются сведения что 47-я сад куда входил 312 шап базировалась на Тушинском аэродроме.

Поражают сведения о наличии самолетов: в 312-м полку на 29.11.41 было только 6 исправных самолетов, т.е. полк фактически состоял только из одной эскадрильи.

assaur

Внук пишет: "Похоронка пришла с информацией,что Мокроусов похоронен на общем кладбище,но при прибытии на место бабушка Клава не обнаружила могилку и выбрала условно,с затёртой табличкой могилку.Много лет считалось эта могилка Деда. В 80 м году году нас и всех родственников розыскали красные следопыты,сообщив,что найдено место захоронение двух лётчиков."

Интересно что это за кладбище.


Lew

Вчера я долго исследовал массив информации, находящийся на сайте «Память народа», проанализировал все найденные документы и пришел к следующей версии.


29 ноября 1941 г в 9.36 с места своей дислокации Тушинского аэродрома вылетели два ИЛ-2 312 шап, пилотируемые командиром авиаэскадрильи капитаном Мокроусовым Н.П. и летчиком мл. л-том Уваровым. В 9.45 они произвели штурмовку войск противника на дороге в районе деревень Веревское — Стародальная Солнечногорского р-на и попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Мокроусов Н.П. был ранен, пытался дотянуть до Тушинского аэродрома, но видимо на подлете к нему потерял сознание (или умер), после чего неуправляемый самолет вошел в штопор, и в районе ст. Сходня врезался в землю и полностью сгорел.

Уваров тоже на аэродром не вернулся, произвел вынужденную посадку в Москве в 2-3 км севернее Савеловского вокзала, летчик и самолет при этом остались невредимы.

В этот же день тело погибшего летчика привезли на Тушинский аэродром и похоронили на северо-восточной окраине летного поля, где ранее 23 ноября был похоронен другой военнослужащий 312 шап - авиамеханик Симаков Павел Степанович.

По всей видимости сразу же после вылета летчиков на б/з Тушинский аэродром был окутан густым туманом и была низкая облачность (50-80 м), из-за чего видимо и возникла первоначальная версия, что Мокроусов из-за тумана не смог приземлится на Тушинском аэродроме, произвел вынужденную посадку в р-не ст. Сходня, и в итоге разбился. Эта версия затем попала в Оперсводку №212 штаба 47 САД, составленную 29.11.41 в 20.00, когда еще все обстоятельства гибели летчика не были известны.

Судя по журналу погребений 312 шап на Тушинском аэродроме были погребены только эти два военнослужащих данного полка.

Можно предположить, что потом могилы перенесли с аэродрома либо на Красногорсое кладбище, либо на кладбища, находящиеся в Москве.


Таким образом версия о том, что погибшие авиаторы были захоронены вблизи нынешней ул. В. Лациса, документального подтверждения не находит

assaur

Я бы не стал отбрасывать версию о Захарковском аэродроме, так как есть сведения что в августе 1941 года в Захарково базировалось подразделение 233 иап. А в 1942 году в Захарково формировался 1 шак. То есть аэродром был действующим. Но сведений о расположении 312 шап на нем в ноябре 1941 года найти пока не удалось. Что касается упоминания "Тушино" в оперсводках 47 сад, то это место расположение штаба, но не обязательно полков авиадивизии. Кстати, точность при заполнении журнала захоронений полка хромает. В графе "место захоронения" дословно написано: "город Москва. Тушино", а это не город Москва, а город Тушино. Вот только надо поискать вошло ли в 1938 году Захарково в черту города Тушино.

DidKo

интересно...можно представить осень 41 года...транспорт,дороги,связь..военное положение .. Возможно при тех условиях погибшего летчика похоронили на ближайшем аэродроме...от места гибели. Кстати на Ил-2 два человека...где второй если он тоже погибший...

kukukuzia

Двухместная модификация ИЛ-2 появилась на фронте только к концу 1942 года. До этого серийно выпускался в одноместном варианте.



Lew

"Я бы не стал отбрасывать версию о Захарковском аэродроме, так как есть сведения что в августе 1941 года в Захарково базировалось подразделение 233 иап."

Если не секрет, откуда это сведение? 233-й иап разве не в Тушино стоял?

Коллега, в очередной раз обращаю внимание: изучите фотоснимки с немецкого самолета-разведчика относящиеся вероятно к концу осени 1941 г и там увидите, что через центр летного поля аэродрома Захарково в тот период проходил противотанковый ров, а по всему полю были размещены батареи ПВО - работать с аэродрома не было возможности.

1-й шак начал формироваться с октября 1942 г спустя почти год после гибели Мокроусова, возможно, что именно с этого времени а-м Захарково вновь заработал.

"Возможно при тех условиях погибшего летчика похоронили на ближайшем аэродроме...от места гибели. "

DidKo, в данном случае это исключается, есть запись из журнала погребений, где однозначно написано, что авиаторов похоронили на Тушинском аэродроме. Погибших летчиков крайне редко захоранивали на аэродромах. И ближайшим к месту гибели был аэродром в Химках

assaur
233 иап-захарково233 иап-захарково(190403211234)_nemeckaya_20aarofotos_emka_201942_20g_

А это полоска, выходящая к водохранилищу не может быть ВПП?


информация для не зарегистрированных пользователей