Сотка

Natalia, 11 января 2020 ( редакция: 18 мая 2020 )

Военным руководством страны и Министерством авиационной промышленности перед инженерами была поставлена задача разработать новый авиационный комплекс, предназначенный для «разведки, поиска и уничтожения малоразмерных, неподвижных и подвижных морских и сухопутных целей» с дальностью полета примерно 7 тысяч километров. Подобный самолет планировалось использовать для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника, а также для ведения стратегической рекогносцировки.

Задание на разработку проекта сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца на конкурсных началах было выдано трем КБ. В конкурсе участвовали: КБ Сухого (Т-4), КБ Туполева (Ту-135), Яковлева (Як-33 или Як-35). КБ Микояна решили не трогать, так как его бюро было перегружено работами по будущему МиГ-25. Подразумевалось, что конкурс выиграет «бомбардировочное» КБ Туполева, и «истребительные» КБ были привлечены для видимости конкуренции.

В июле 1961 года состоялся научно-технический совет, на котором подводились итоги конкурса.

Первым докладывало КБ Туполева. «Проект 135» подвергся полному разгрому: самолет оказался слишком тяжелым (взлетная масса 190 т) и не проходил по скоростным показателям – крейсерская скорость 2500 км/ч вместо требуемых 3000 км/ч.

Вторым о своем «проекте Як-35» докладывал Александр Яковлев. Самолет внешне напоминал американский B-58 Hustler и мясищевский М-52, имел взлетную массу 84 т, крейсерскую скорость 3300 км/ч. В конце доклада Яковлев предложил осваивать новый материал- титан.На что Туполев возразил: «Я стальными самолетами занимался, когда ты под стол ходил! Ты страну хочешь разорить?» Яковлев промолчал, и проект КБ Яковлева был отвергнут.

Победителем был объявлен проект КБ Сухого. Через некоторое время в ОКБ Сухого приехал председатель госкомиссии по авиационной технике Петр Дементьев и напрямую попросил Павла Осиповича отказаться от проекта в пользу Туполева и передать ему все материалы: «Эта тема принадлежит Туполеву».

«Извините, – ответил Сухой, – но конкурс выиграл я, а не Андрей Николаевич. Поэтому я не откажусь от темы».

А. Н. Туполев на одном из заседаний совета прямо заявил: «Сухой не управится с такой машиной, я это утверждаю потому, что он мой ученик», — на что Павел Осипович находчиво ответил: «Именно потому, что я ваш ученик, я управлюсь».

Через некоторое время П.О. Сухому позвонил сам Туполев: «Паша, ты умеешь делать хорошие истребители, но бомбардировщики – нет. Эта тема моя, откажись». «Именно потому, что я умею делать хорошие истребители, я сделаю хороший бомбардировщик», – отрезал Сухой. Такое упрямство не добавило конструктору друзей в отрасли.

В итоге был принят проект КБ Сухого — предложенный самолет обладал наибольшей боевой эффективностью и аэродинами­ческим совершенством.Отличительной особенностью и «изюминкой» проекта Т-4 было обеспечение очень высокой скорости полета – до 3200 км/ч, что по мнению экспертов, сулило значительное снижение уязвимости машины от воздействия средств ПВО противника.

Для постройки самолета был подключен Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) и МКБ «Буревестник» в качестве филиала КБ Сухого для участия в проектировании самолета. Строительство стратегического ракетоносца и разведчика Т-4 велось с 1966 по 1974 год.

Т-4 — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец разработки ОКБ Сухого, на момент создания и на протяжении длинного времени не имевший аналогов в мире (на Западе он считался советским аналогом более раннего американского бомбардировщика-ракетоносца XB-70 «Валькирия» и именовался соответственно — «Русская Валькирия»).

01.jpg

02.jpg

При взлетном весе в 240 т самолет «Валькирия» с максимальной скоростью в 3220 км/ч на высоте 21 км должен был доставлять бомбы и ракеты с термоядерными боевыми частями на дальность до 12 000 км. В серию этот самолет запущен не был.