В конце этого года будем отмечаться 110-летие со дня рождения создателя «Бурана» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Он родился 25 декабря 1909 года по старому стилю (7 января – по новому). Но так как в его документы не вносились никакие изменения, сам Глеб Евгеньевич считал своим днем рождения 25 декабря 1909 года по новому стилю.
Он вошёл в историю, как основатель авиакосмического направления в нашей стране и мире, «патриарх крылатого космоса». В 1976 году Г. Е. Лозино-Лозинский стал генеральным директором и генеральным конструктором НП0 «Молния», головным предприятием по разработке планера орбитального корабля «Буран». В цехах Тушинского машиностроительного завода проводились сборка и заводские испытания опытных космических кораблей.
НПО "Молния" возникло на базе двух конструкторских бюро - "Буревестник" (Главный конструктор А.В. Потопалов), имевшего опыт создания конструкций больших сверхзвуковых самолётов и зенитных ракет, и "Молния" (Главный конструктор М.Р. Бисноват), разрабатывавшего беспилотные летательные аппараты, - и Экспериментального машиностроительного завода (Генеральный конструктор В.М. Мясищев), на котором проектировались и испытывались тяжёлые и высотные самолёты.
Головная команда для работы над "Бураном" пришла вместе с Г.Е. Лозино-Лозинским из конструкторского бюро А.И. Микояна "Зенит" и из Дубненского ОКБ "Радуга" - более ста человек, работавших в своё время над "Спиралью". Были также приглашены специалисты из КБ "Салют", НПО "Энергия", ЦНИИ МАШ и других ракетных и авиационных фирм. Об уровне коллектива говорит уже то, что в его составе работало более 250 докторов и кандидатов наук.
Лозино-Лозинский ещё в середине 1960-х годов занимался разработкой проекта «Спираль» — военной авиационно-космической системы с воздушным стартом.
Суперсистема "Спираль”, состоит из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Запуск орбитального самолета должен происходить на высоте 24-30 километров, при скорости в 6 раз превышающей скорость звука. После завершения полета предусматривался планирующий его спуск в атмосфере с посадкой на аэродром. Было принято решение о постройке дозвукового аналога орбитального самолета «Спираль», испытания аналога «Спирали» продолжались до 1978 года. Но уже с 1976 года по настоянию лиц, ответственных за космонавтику, проект «Спираль» Лозино-Лозинского сочли преждевременным и свернули. Опыт работы над «Спиралью» значительно облегчил и ускорил создание «Бурана».
В 1974 году директором Тушинского машиностроительного завода стал Зверев Игорь Кириллович, который начал свою трудовую деятельность на заводе в 1952 году конструктором. То, что Тушино стало малой Родиной "Бурана" – это заслуга Зверева. Это он смог убедить руководство МАП поместить заказ на изготовление ОК "Буран" на ТМЗ. На коллегии Минавиапрома он выступил с заявлением, что готов обеспечить постройку "Бурана" с учетом широкой кооперации с другими предприятиями авиационной промышленности и уточнения сроков реализации программы.
Арутюнов Сурен Григорьевич был директором Тушинского Машиностроительного завода с 1983 по 1998 год.
Под их руководством коллектив завода с 1976 по 1988 годы создавал орбитальный космический корабль "Буран".
На «Молнии» и ТМЗ в создании Бурана работало половина жителей Тушина. До сих пор у людей это вызывает ностальгию, у кого-то слезы, ведь люди вложили годы жизни и труда в этот проект. И, конечно, для них закрытие программы стало большой трагедией.
45 комментариев, последний 10 июля